« | Главная | »

Увертюра-фантазия РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА

Опубликовал Художник | 11 Август 2010

Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» — выдающееся про­изведение мировой музыкальной классики. Для Чайковского это — первое крупнейшее завоевание в области программного симфо­низма. В «Ромео и Джульетте» уже нашли свое воплощение мно­гие принципы, характерные в дальнейшем для зрелого творчества композитора.

Первая редакция увертюры относится к 1869 году; затем это произведение дважды (в 1870 и 1880 гг.) перерабатывалось ком­позитором. В 80-х годах Чайковский начал сочинение оперы на тот же сюжет, но написал лишь сцену прощального свидания Ро­мео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры-фантазии.2

На мысль выбрать в качестве сюжета программно-симфониче­ского произведения трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта» Чайковского натолкнул Балакирев, который уже создал к этому времени музыку к «Королю Лиру» и положил тем самым начало воплощению шекспировского творчества в русской симфонической музыке. Балакиреву и посвятил Чайковский свое сочинение.

Творчество гениального английского драматурга — представи­теля эпохи Возрождения — вызвало в середине XIX столетия ис­ключительно большой интерес со стороны передовых деятелей рус­ской культуры. Гуманизм произведений Шекспира, их обличитель­ная сила, направленная на борьбу с косностью и предрассудками средневекового общества во имя высоких этических идеалов, во имя процветания сильной, гармоничной человеческой личности, были близки передовым русским художникам.

К темам из Шекспира Чайковский обращался неоднократно. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» наиболее художественно совершенна и близка к характеру шекспировского творчества. Она написана на сюжет одной из ранних трагедий Шекспира (1595 г.), в основу которой легла старинная итальянская легенда о любви

И верности двух юных героев и их трагической смерти из-за родо­вой вражды и ненависти их семей.

Увертюра-фантазия — яркий пример того обобщенного подхода к воплощению идеи произведения, который характерен для Чай­ковского. С шекспировской глубиной композитор раскрыл в му­зыке красоту и верность человеческого чувства, вместе с поэтом он вынес суровый приговор жестокости, предрассудкам и косности общественной среды, окружающей героев.

Основной идейный замысел трагедии передан композитором че­рез контрастное сопоставление и столкновение различных по сво­ему характеру музыкальных тем. Как наиболее отвечающая дра­матическому замыслу, композитором избрана сонатная форма с ши­роким вступлением и развернутой кодой-эпилогом. Толчком для возникновения музыкальных тем послужили, несомненно, отдель­ные конкретные образы и сцены трагедии. Однако каждая из тем многообразно изменяется в процессе развития (особенно тема вступления). И только во взаимодействии всех тем и выявляется общий идейный смысл произведения.

Первая сумрачно-сосредоточенная тема (фа-диез минор, клар­неты и фаготы), получающая благодаря четырехголосному изло­жению и спокойному, мерному движению хоральный характер, вводит в мир средневековья:

Уже при втором ее проведении (у флейт и гобоев) общий ко­лорит музыки несколько светлеет, но вместе с тем, благодаря но­вому ритму сопровождения, тема звучит более взволнованно. Она становится драматически-напряженной в конце вступления, появ­ляясь в измененном темпе и в новой звучности. Здесь имитаци­онно проводится различными группами оркестра лишь один из наиболее активных мотивов темы

Дальнейшее видоизменение произойдет в разработке. Там тема вступления будет появляться преимущественно в тембре медных духовых инструментов, и олицетворять образ злой, жестокой силы, вставшей на пути Ромео и Джульетты.

Во вступлении, сразу же после первого проведения хоральной темы, ей противопоставляются скорбные интонации струнных, ко­торые вносят ощущение напряженного ожидания. Они подготав­ливают новую тему, которая прозвучит в тональности Соль-бемоль мажор.

Это — первоначальная, пока еще эскизная, характеристика ли­рических образов, которые в дальнейшем найдут широкое разви­тие в побочной партии аллегро. Таким образом, уже в музыке вступления намечаются основные эмоциональные сферы увертюры, дается завязка последующей драмы.

Комментирование закрыто.