« 1957. Декабрь. Народная артистка Республики, Герой Труда актриса М. Н. Ермолова | Главная | 1957. Декабрь. 150–летие со дня рождения Италии Джузеппе Гарибальди »
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Опубликовал Художник | 12 августа 2010
Симфоническая музыка занимала большое место в творчестве Чайковского на протяжении всей его жизни. Первым значительным произведением в этой области явилась увертюра «Гроза» по драме Островского (1864). Завершили его путь симфониста Шестая симфония и Третий фортепианный концерт, написанные незадолго до смерти.
Содержание симфонического творчества Чайковского глубоко и разнообразно. Чутко передает композитор горе и радость человека, тревоги и сомнения, надежды и светлые мечты о счастье. Душевный мир — основная тема его творчества. Однако этим круг образов не ограничивается. В его сочинениях мы встречаем и поэтичное воплощение природы и яркие зарисовки народного быта. В своих лучших симфонических произведениях он касается больших жизненных философских проблем современности, оставаясь всегда в то же время композитором-лириком.
Как подлинный драматург, Чайковский показывает обычно жизненные явления в их непрерывном развитии при столкновении и борьбе противоборствующих сил. В музыке это находит отражение в преобразовании, противопоставлении и взаимодействии различных музыкальных тем. Контрасты между темами проявляются и в мелодии, и в гармонии, и в оркестровых тембрах.
Значительная часть симфонических произведений Чайковского программна. Нередко на это указывает лишь наименование произведения или отдельных его частей (например, симфония «Зимние грезы», увертюра «Ромео и Джульетта»). В некоторых случаях партитуре предпосылается развернутое словесное изложение программы (например, в симфонии «Манфред»). Программный замысел некоторых произведений, например Шестой симфонии, остался по желанию композитора вовсе необнародованным, хотя в момент сочинения музыки и имел, по-видимому, для него большое значение.
Программа являлась для Чайковского обычно лишь толчком для свободного развития музыкальной мысли. Сюжетное следование всем деталям литературного прообраза несвойственно композитору. Главное для него — общая идея вдохновившего его произведения. Вместе с тем, обращение к литературным сюжетам помогало ему находить наиболее яркие, выразительные музыкальные темы и делало его язык особенно образным, конкретным.
Среди различных по жанру симфонических произведений Чайковского ведущее значение имеют его симфонии и одночастные программные увертюры и поэмы.
Три первые симфонии, относящиеся к раннему — московскому периоду, очень различны по своему характеру.
Первая — «Зимние грезы» (соль минор) — лирична, элегична. Большое место занимают в ней образы горячо любимой композитором русской природы. Отдельные страницы симфонии (например, финал) рисуют яркие картины народного быта.
Вторая симфония (до минор) окрашена в целом в праздничные тона. В ней много украинских народных напевов и оборотов. Жанрово-бытовой характер сближает ее с творчеством кучкистов.
Иная по кругу образов и по структуре Третья симфония (Ре мажор). Она состоит из пяти частей, в числе которых большое место занимают танцевальные жанры (вальс, полонез), что сближает эту симфонию с сюитой. Наряду с этим в ней появляются страницы глубоко скорбной музыки, предвещающие круг образов, характерный для последнего периода творчества Чайковского.
Работа над тремя первыми симфониями подготовила появление выдающегося произведения русской музыки — Четвертой симфонии. Это — в полном смысле слова симфония-драма, отражающая конфликт между человеком и окружающей его средой. Та же тема нашла затем свое воплощение в симфониях «Манфред», Пятой и Шестой. При всем различии в решении этой темы, выявляющемся, прежде всего, в различного типа финалах, все эти симфонии объединены общностью идейного замысла и круга эмоций. В каждой из них скорбно-трагические образы противопоставляются образам, олицетворяющим светлую мечту о счастье, — в музыке раскрывается напряженная борьба человека за право на жизнь, на радость.
Из созданных Чайковским одночастных программных произведений («Фатум», «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини», «Гамлет», «Воевода») особенно выделяются «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини», а из произведений народно-жанрового типа — «Итальянское каприччио».
Среди оркестровых сюит Чайковского — самой значительной по цельности и органичности является Третья. Своеобразна по замыслу сюита «Моцартиана» — оркестровая транскрипция ряда фортепианных пьес Моцарта. Близка к сюитному жанру и Струнная серенада, сочиненная композитором для оркестра камерного состава.
Важную часть симфонического творчества Чайковского составляют концерты, среди которых особенно большую популярность
Получили Первый концерт для фортепиано, Концерт для скрипки и Вариации для виолончели с оркестром на тему рококо. Своими сочинениями в этой области Чайковский проложил широкий путь для дальнейшего развития концертного жанра.
Чайковский-симфонист — продолжатель традиций не только Глинки, но и драматического симфонизма Бетховена и лирико-песенного симфонизма ранних романтиков (в первую очередь Шуберта).
После Бетховена — Чайковский один из самых выдающихся симфонистов в мировом музыкальном искусстве.
Комментирование закрыто.