« | Главная | »

СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО

Опубликовал Художник | 12 Август 2010

Симфоническая музыка занимала большое место в творчестве Чайковского на протяжении всей его жизни. Первым значитель­ным произведением в этой области явилась увертюра «Гроза» по драме Островского (1864). Завершили его путь симфониста Шес­тая симфония и Третий фортепианный концерт, написанные не­задолго до смерти.

Содержание симфонического творчества Чайковского глубоко и разнообразно. Чутко передает композитор горе и радость чело­века, тревоги и сомнения, надежды и светлые мечты о счастье. Ду­шевный мир — основная тема его творчества. Однако этим круг образов не ограничивается. В его сочинениях мы встречаем и поэ­тичное воплощение природы и яркие зарисовки народного быта. В своих лучших симфонических произведениях он касается боль­ших жизненных философских проблем современности, оставаясь всегда в то же время композитором-лириком.

Как подлинный драматург, Чайковский показывает обычно жизненные явления в их непрерывном развитии при столкновении и борьбе противоборствующих сил. В музыке это находит отраже­ние в преобразовании, противопоставлении и взаимодействии раз­личных музыкальных тем. Контрасты между темами проявляются и в мелодии, и в гармонии, и в оркестровых тембрах.

Значительная часть симфонических произведений Чайковского программна. Нередко на это указывает лишь наименование произ­ведения или отдельных его частей (например, симфония «Зимние грезы», увертюра «Ромео и Джульетта»). В некоторых случаях партитуре предпосылается развернутое словесное изложение про­граммы (например, в симфонии «Манфред»). Программный замы­сел некоторых произведений, например Шестой симфонии, остался по желанию композитора вовсе необнародованным, хотя в момент сочинения музыки и имел, по-видимому, для него большое зна­чение.

Программа являлась для Чайковского обычно лишь толчком для свободного развития музыкальной мысли. Сюжетное следование всем деталям литературного прообраза несвойственно компо­зитору. Главное для него — общая идея вдохновившего его произ­ведения. Вместе с тем, обращение к литературным сюжетам по­могало ему находить наиболее яркие, выразительные музыкаль­ные темы и делало его язык особенно образным, конкретным.

Среди различных по жанру симфонических произведений Чай­ковского ведущее значение имеют его симфонии и одночастные программные увертюры и поэмы.

Три первые симфонии, относящиеся к раннему — московскому периоду, очень различны по своему характеру.

Первая — «Зимние грезы» (соль минор) — лирична, элегична. Большое место занимают в ней образы горячо любимой компози­тором русской природы. Отдельные страницы симфонии (напри­мер, финал) рисуют яркие картины народного быта.

Вторая симфония (до минор) окрашена в целом в празднич­ные тона. В ней много украинских народных напевов и оборотов. Жанрово-бытовой характер сближает ее с творчеством кучкистов.

Иная по кругу образов и по структуре Третья симфония (Ре мажор). Она состоит из пяти частей, в числе которых большое место занимают танцевальные жанры (вальс, полонез), что сбли­жает эту симфонию с сюитой. Наряду с этим в ней появляются страницы глубоко скорбной музыки, предвещающие круг обра­зов, характерный для последнего периода творчества Чайковского.

Работа над тремя первыми симфониями подготовила появле­ние выдающегося произведения русской музыки — Четвертой сим­фонии. Это — в полном смысле слова симфония-драма, от­ражающая конфликт между человеком и окружающей его средой. Та же тема нашла затем свое воплощение в симфониях «Ман­фред», Пятой и Шестой. При всем различии в решении этой темы, выявляющемся, прежде всего, в различного типа финалах, все эти симфонии объединены общностью идейного замысла и круга эмо­ций. В каждой из них скорбно-трагические образы противопостав­ляются образам, олицетворяющим светлую мечту о счастье, — в музыке раскрывается напряженная борьба человека за право на жизнь, на радость.

Из созданных Чайковским одночастных программных произве­дений («Фатум», «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа да Римини», «Гамлет», «Воевода») особенно выделяются «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини», а из произведений народ­но-жанрового типа — «Итальянское каприччио».

Среди оркестровых сюит Чайковского — самой значительной по цельности и органичности является Третья. Своеобразна по за­мыслу сюита «Моцартиана» — оркестровая транскрипция ряда фортепианных пьес Моцарта. Близка к сюитному жанру и Струн­ная серенада, сочиненная композитором для оркестра камерного состава.

Важную часть симфонического творчества Чайковского состав­ляют концерты, среди которых особенно большую популярность

Получили Первый концерт для фортепиано, Концерт для скрипки и Вариации для виолончели с оркестром на тему рококо. Сво­ими сочинениями в этой области Чайковский проложил широкий путь для дальнейшего развития концертного жанра.

Чайковский-симфонист — продолжатель традиций не только Глинки, но и драматического симфонизма Бетховена и лирико-песенного симфонизма ранних романтиков (в первую очередь Шу­берта).

После Бетховена — Чайковский один из самых выдающихся симфонистов в мировом музыкальном искусстве.

Комментирование закрыто.