« | Главная | »

ШЕСТАЯ СИМФОНИЯ («ПАТЕТИЧЕСКАЯ») си минор

Опубликовал Художник | 4 августа 2010

Шестая симфония сочинена Чайковским в 1893 году, в Клину. Работа над ней протекала с большим вдохновением: менее чем за два месяца (февраль—март) композитором были сделаны все черновые наброски. В августе 1893 года была закончена инстру­ментовка, а в октябре того же года в Петербурге состоялось пер­вое исполнение.

Шестую симфонию по праву можно назвать симфонией-тра­гедией. Ее музыкальные образы отличаются исключительной обоб­щенностью. Конфликт человека с окружающей действительностью показан здесь с особой остротой. Еще ярче, чем во всех предшест­вующих симфониях, контраст полярных по характеру музыкальных тем; еще напряженнее их борьба. Лирическая непосредственность

Высказываний сочетается с глубоким философским осмыслением жизни.

По своему идейному замыслу и кругу музыкальных образов (а также по совершенству художественного мастерства) Шестая симфония наиболее всего близка «Пиковой даме». Именно в этих двух произведениях особенно ярко проявилась тесная взаимосвязь в музыке Чайковского оперного и симфонического жанров.

Шестая симфония — четырехчастный цикл. Но трактовка средних частей, и особенно финала значительно отличается от установившихся в классической симфонии традиций.

Первая часть симфонии (си минор) — драматическое А11е§го с медленным вступлением-прологом ко всему циклу.

Вторая часть (Ре мажор) — лирический вальс, который пере­ключает музыкальное действие в более светлый мир чувств и на­строений. Но все же и в нем звучат отголоски скорбных интона­ций первой части.

Третья часть (Соль мажор) — скерцо-марш, продолжающий драматическое развитие основной идеи цикла.

Четвертая часть (си минор) — траурно-погребальный финал, — трагическая развязка цикла.

«В симфонию эту я вложил, без преувеличения, всю мою душу», — говорил композитор и считал ее одним из «наиискренней­ших» своих произведений.

Шестая симфония была, по словам автора, задумана как про­граммное сочинение. Однако программа не была им опубликована. В одном из писем композитор писал, что увлечен замыслом новой симфонии, «на этот раз программной», но с такой программой, «которая останется для всех загадкой — пусть догадываются, а симфония так и будет называться «Программная симфония» (№ 6)». После первого исполнения, по совету брата, Чайковский назвал ее «Патетической».

Шестая симфония — высшее достижение композитора в обла­сти симфонической музыки. Она подготовлена всем предшествую­щим его опытом в области инструментальных и вокальных жан­ров. Здесь нашли свое наиболее полное выражение характерные особенности симфонического стиля Чайковского: исключительное мелодическое богатство, рельефность и разнообразная вырази­тельность музыкальных тем, развивающихся в конфликтном взаи­модействии друг с другом, многообразие интонационных преобра­зований, сквозная целеустремленность формы каждой части и цикла в целом, логичность, четкость и подготовленность каждого кульминационного момента.

Комментирование закрыто.