« 1958. Апрель. 90–летие со дня рождения Максима Горького | Главная | 1958. Март. Участник русско–японской войны командир крейсера «Варяг» В. Ф. Руднев »
ШЕСТАЯ СИМФОНИЯ («ПАТЕТИЧЕСКАЯ») си минор
Опубликовал Художник | 4 августа 2010
Шестая симфония сочинена Чайковским в 1893 году, в Клину. Работа над ней протекала с большим вдохновением: менее чем за два месяца (февраль—март) композитором были сделаны все черновые наброски. В августе 1893 года была закончена инструментовка, а в октябре того же года в Петербурге состоялось первое исполнение.
Шестую симфонию по праву можно назвать симфонией-трагедией. Ее музыкальные образы отличаются исключительной обобщенностью. Конфликт человека с окружающей действительностью показан здесь с особой остротой. Еще ярче, чем во всех предшествующих симфониях, контраст полярных по характеру музыкальных тем; еще напряженнее их борьба. Лирическая непосредственность
Высказываний сочетается с глубоким философским осмыслением жизни.
По своему идейному замыслу и кругу музыкальных образов (а также по совершенству художественного мастерства) Шестая симфония наиболее всего близка «Пиковой даме». Именно в этих двух произведениях особенно ярко проявилась тесная взаимосвязь в музыке Чайковского оперного и симфонического жанров.
Шестая симфония — четырехчастный цикл. Но трактовка средних частей, и особенно финала значительно отличается от установившихся в классической симфонии традиций.
Первая часть симфонии (си минор) — драматическое А11е§го с медленным вступлением-прологом ко всему циклу.
Вторая часть (Ре мажор) — лирический вальс, который переключает музыкальное действие в более светлый мир чувств и настроений. Но все же и в нем звучат отголоски скорбных интонаций первой части.
Третья часть (Соль мажор) — скерцо-марш, продолжающий драматическое развитие основной идеи цикла.
Четвертая часть (си минор) — траурно-погребальный финал, — трагическая развязка цикла.
«В симфонию эту я вложил, без преувеличения, всю мою душу», — говорил композитор и считал ее одним из «наиискреннейших» своих произведений.
Шестая симфония была, по словам автора, задумана как программное сочинение. Однако программа не была им опубликована. В одном из писем композитор писал, что увлечен замыслом новой симфонии, «на этот раз программной», но с такой программой, «которая останется для всех загадкой — пусть догадываются, а симфония так и будет называться «Программная симфония» (№ 6)». После первого исполнения, по совету брата, Чайковский назвал ее «Патетической».
Шестая симфония — высшее достижение композитора в области симфонической музыки. Она подготовлена всем предшествующим его опытом в области инструментальных и вокальных жанров. Здесь нашли свое наиболее полное выражение характерные особенности симфонического стиля Чайковского: исключительное мелодическое богатство, рельефность и разнообразная выразительность музыкальных тем, развивающихся в конфликтном взаимодействии друг с другом, многообразие интонационных преобразований, сквозная целеустремленность формы каждой части и цикла в целом, логичность, четкость и подготовленность каждого кульминационного момента.
Комментирование закрыто.