« | Главная | »

Вторая часть

Опубликовал Художник | 8 августа 2010

Вторая часть названа Чайковским «Угрюмый край, туманный край». Музыка этой части исключительно напевна, широка, и так же, как и первая часть, глубоко связана с русской народной песенностью. После медленного сосредоточенного вступления струн­ных,1 у гобоя, на фоне синкопированного ритма скрипок, звучит основная лирическая —

Этой части

В высоком регистре ее сопровождают легкие пассажи флейт, вносящие в музыку элемент полетности, пейзажной изобразитель­ности. Тема, поддержанная подголосками, широко распевается. Затем из одного ее мотива (3-й такт темы) развивается новый широкий раздел (см. партитуру, буква В). Таким образом, из од­ной лирической темы непосредственно вырастает другая.

Музыка становится эмоционально все более напряженной, ме­лодия проходит у различных групп инструментов. Когда возвра­щается первоначальный темп, снова включается основная тема Но она звучит уже не у гобоя, а еще более широко, сочно у вио­лончелей, сопровождаемая тремоло скрипок и альтов и контрабасов. Широкое распевное развитие на этом не останавли­вается. Затем у валторн, сопровож­даемая напряженным хроматическим движением у струнных и флейт, появляется в новом драматическом звучании основная тема. Кульминация ее развития—одновременное проведение ее у гобоев, кларнетов и валторн, после чего наступает быстрый спад звучности. Заключается вторая часть спокойной темой вступле­ния.

Сохранились сведения, что эта музыка была создана Чайков­ским под впечатлением летней поездки по Ладожскому озеру.

Комментирование закрыто.