« | Главная | »

Первая часть

Опубликовал Художник | 9 Август 2010

Первая часть написана в сонатной форме. Первая тема спо­койна, напевна; ее мелодия включает в себя типичные для народ­ной песни трихордовые обороты

Лирическая в свой основе, тема предвещает одновременно не­которыми своими элементами и будущие драматические образы Чайковского. В дальнейшем в ней появляется драматизирующий ее хроматический мотив, который получает особенно широкое развитие у низких струнных инструментов

Драматический характер носит и связующая часть А11е§го, в конце которой в новом волевом звучании появляется преобра­женный заключительный мотив главной партии:

Национально-народный характер музыки еще более усили­вается благодаря появлению светлой, распевной лирической темы побочной партии (ее исполняет кларнет соло):

Повторяемая различными инструментами, эта мелодия посте­пенно обрастает песенными подголосками. Перед разработкой кон­туры темы изменяются, ее движение становится более порыви­стым, взволнованным.

Разработка начинается после паузы всего оркестра отрыви­стыми фанфарными звучаниями, сочетающимися с хроматическим движением у струнных. Возникает новая тема народно-плясового характера (в звучании медных и деревянных духовых инструмен­тов):

Эта тема, вместе со своими различными тембровыми и ритми­ческими вариантами, оказывается некоторое время в центре музыкального развития. Однако постепенно она снова вытесняется пер­вой темой. Новое драматическое нарастание приводит к фанфар­ным звучаниям триолей у труб и валторн, а затем прерывается длительной паузой оркестра. Постепенно подготавливается ре­приза, начинающаяся с момента вступления основной тонально­сти соль минор. В репризе, наряду с лирически напевными те­мами, не только сохраняются, но получают новые формы разви­тия и драматические элементы первой части. Так, большую роль продолжает играть хроматический мотив, причем на его основе вырастает небольшое фугато, усиливающее динамику развития.

В конце коды первой части возвращается начальный образ: На фоне струнных мягко звучит у флейт и фаготов первая тема. Р1ап188нпо, как отзвук, напоминание, появляется на короткий мо­мент хроматический мотив. Его постепенным распылением, истаиванием заканчивается первая часть симфонии.

Комментирование закрыто.