« | Главная | »

Псковитянка

Опубликовал Художник | 5 сентября 2010

Одновременно с оркестровыми произведениями Римский-Кор­саков создает романсы лирико-пейзажного и восточного характера. Но капитальнейшей работой композитора, завершившей первый период его творчества, была опера «Псковитянка», начатая летом 1868 года.

На сюжет «Псковитянки» Римскому-Корсакову указали Бала­кирев и Мусоргский. Вместе со Стасовым они помогали компози­тору в составлении плана и либретто оперы. Первая редакция ее была осуществлена Римским-Корсаковым лишь к 1872 году, так как композитор отвлекался от «Псковитянки» оркестровкой оперы Даргомыжского «Каменный гость» (по завещанию покойного ав­тора), а также участием в оставшемся незавершенным коллектив­ном сочинении оперы-балета «Млада». Завершение и оркестровка «Псковитянки» приходятся на осень и зиму 1871 года, когда Рим­ский-Корсаков жил вместе с Мусоргским, занятым в то время работой над второй редакцией «Бориса Годунова». Тесные узы дружбы и близость творческих устремлений связывали молодых людей. «В эту осень и зиму мы оба много наработали, обмени­ваясь постоянно мыслями и намерениями»,— вспоминал Римский-Корсаков. Это общение принесло пользу обоим композиторам и непосредственно сказалось на их операх, принадлежащих к жанру народной исторической музыкальной драмы и отмеченных, при всех различиях, рядом сходных идейно-художественных черт.

Премьера «Псковитянки» состоялась в 1873 году в Мариинском театре. Спектакль прошел с большим успехом и вызвал горя­чее сочувствие со стороны демократически настроенного студенче­ства: «элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи, и студенты-медики, говорят, орали в коридорах акаде­мии песню вольницы всласть»,— вспоминал композитор. В то же время опера подверглась нападкам царской цензуры, пытавшейся путем изменения текста либретто ослабить бунтарский дух народ­ных сцен.

Завершение «Псковитянки» совпало со счастливым событием в личной жизни Римского-Корсакова — его женитьбой на Надежде Николаевне Пургольд. Талантливая музыкальная натура, прекрас­ная пианистка, она была деятельной участницей музыкальных ве­черов балакиревского кружка, постоянной исполнительницей про­изведений друзей-композиторов («наш милый оркестр» — называл ее Мусоргский). Выйдя замуж за Римского-Корсакова, Надежда Николаевна стала преданным другом и помощником композитора. 70-е годы составляют новый важный этап в биографии и му­зыкальной деятельности Римского-Корсакова.

Главным событием в музыкальной деятельности Римского-Кор­сакова того времени было вступление его осенью 1871 года в число профессоров Петербургской консерватории. Оно имело огромное значение не только как факт личной биографии композитора. Это был важный шаг на пути сближения консерваторского направле­ния с выработавшимися в 60-х годах в балакиревском кружке прин­ципами национально-демократического искусства.

Кроме того, Римский-Корсаков занял в 1872 году должность инспектора оркестров Морского ведомства. В течение десяти лет он проводил большую работу по реорганизации оркестров и зна­чительно обогатил их скудный и малохудожественный репертуар специально написанными пьесами и многочисленными переложе­ниями. В середине 70-х годов Римский-Корсаков принял на себя директорство Бесплатной школы и, сменив Балакирева, руководил ею на протяжении нескольких лет. Тогда же он начал выступать как дирижер.

Комментирование закрыто.