« | Главная | »

Морской корпус

Опубликовал Художник | 7 Сентябрь 2010

Морской корпус, знакомство с Балакиревым и заграничное пла­ванье. В продолжение шести лет Римский-Корсаков учился в кор­пусе и весной 1862 года был выпущен со званием гардемарина. Казалось, этим окончательно определился его жизненный путь, но к тому времени юношей завладела любовь к музыке, которая ре­шительно вытеснила прежнее ребяческое увлечение морем.

С первых дней пребывания в Петербурге посещение оперных спектаклей и концертов доставляло Римскому-Корсакову большую радость и познакомило его с серьезной музыкой. Буквально оше­ломляющее впечатление на него произвела опера. На первых порах Римскому-Корсакову нравились итальянские оперы, «Роберт-Дья­вол» Мейербера, но вскоре все затмили оперы Глинки. Впервые услышанный в театре «Иван Сусанин» вызвал у юного кадета «совершенный восторг», а «Руслан и Людмила» привела его «в неописуемое восхищение». О силе впечатления свидетельствует и следующий рассказ композитора: «Брат подарил мне полную оперу «Руслан» в 2 руки, только что вышедшую тогда в этом виде. Сидя одно воскресенье в корпусе (нас не пустили домой в нака­зание за что-то), я не вытерпел и послал сторожа купить мне на имевшиеся 10 рублей полную оперу «Жизнь за царя» в 2 руки и с жадностью рассматривал ее, вспоминая впечатление от исполне­ния». Глубоко подействовали на юношу услышанные им произве­дения Бетховена и Мендельсона, а «Арагонская хота», по его при­знанию, «просто ослепила». «Я уже знал… довольно много хоро­шей музыки, но наибольшая моя симпатия лежала к Глинке. Я не встречал только поддержки во мнениях окружавших меня тогда лю­дей»,— вспоминал впоследствии композитор.

Теперь, проводя каникулы в Тихвине, Римский-Корсаков про­пагандирует среди родных и знакомых — любителей музыки — про­изведения Глинки, Бетховена, Шуберта, Шопена, Мендельсона, Мейербера. Он начинает по-юношески пренебрежительно отзы­ваться о своих прежних кумирах — итальянцах.

С течением времени в корпусе складывается музыкальный кру­жок, душой которого является Римский-Корсаков. Он управляет составившимся хором, разучивает со своими товарищами отрывки из «Ивана Сусанина» и «Аскольдовой могилы», делает различные переложения для музыкальных занятий кружка, вечерами играет на гармонифлюте (род фисгармонии) отрывки из глинкинских опер. Во всем этом проявлялось еще неосознанное влечение мо­лодого музыканта к сочинительству, к музыкальной деятель­ности.

Между тем музыкальное образование Римского-Корсакова ос­тавляло желать лучшего. В продолжение нескольких лет он брал фортепианные уроки у виолончелиста Улиха. Последний не дал своему ученику ни настоящих пианистических навыков, ни необ­ходимой теоретической подготовки.

Комментирование закрыто.