« | Главная | »

Г. С. ВЕРЕЙСКИЙ (1886-1962)

Опубликовал Художник | 19 ноября 2012

Литография как печатная техника была изобретена в Германии в конце XVIII века. Ей нашли применение в художественных целях, и она стала весьма популярной. В первую очередь литографией увлеклись французские художники. Такие великолепные рисовальщики, как Гаварни, Домье, достигли в ней большого совершенства.


В это же время литография вошла в обиход русских художников, особенно тех, кто был связан с журнальной графикой. Через столетие, в 1920-х годах, интерес к литографии вновь обострился. В творчестве многих советских мастеров художественная литография заняла значительное место. К ней обратились и живописцы (Б. М. Кустодиев, П. В. Кузнецов), и книжные иллюстраторы (К. И. Рудаков, А. Н. Пахомов, Е. А. Кибрик). Особенно важную роль в развитии советской литографии сыграли мастера станковой графики — М. С. Родионов и Г. С. Верейский.

Георгий Семенович Верейский принадлежал к тому поколению художников, которое начало свой творческий путь до Великой Октябрьской социалистической революции и внесло в строительство советской культуры свой опыт, знания, мастерство. Верейский провел юность в Харькове. Занимался рисунком и живописью в частной студии Е. Е. Шрейдера (1900—1904), но не связывал своих жизненных планов с искусством. Он поступил после гимназии на юридический ‘ факультет Харьковского университета. Однако его учебные занятия вскоре прервались на несколько лет. Дело в том, что шел 1905 год. Будучи членом революционного студенческого кружка, Верейский принял участие в политических событиях. Он был арестован и после полугодового тюремного заключения, выпущенный на поруки, уехал за границу.

В музеях Италии и Германии Верейский знакомился с шедеврами искусства. В 1907 году, вернувшись на родину, он поступил в Петербургский университет и окончил его по юридическому факультету в 1912 году. Занятия искусством продолжались в студии, носившей название «Новая художественная мастерская», под руководством Е. Е. Лансере, М. В. До- бужинского, Б. М. Кустодиева и А. П. Остроумовой-Лебедевой. Верейский примыкает к младшему поколению мирискусников. В ту пору он уже полностью осознает себя как художник. Его работы появляются на выставках (живопись и графика). В армии, куда Верейский был мобилизован в 1916 году, его используют как военного художника. В 1918 году он поступает работать в Государственный Эрмитаж, в отдел гравюры и остается его хранителем до 1930 года.

Творческая деятельность Верейского идет своим чередом. Он становится страстным энтузиастом автолитографии. Исполненные им портреты и пейзажи выходят в свет в виде альбомов автолитографий («Деревня», 1924). В них запечатлены скромные, непритязательные мотивы русской природы, портреты писателей, художников, составлявших его близкое дружеское окружение. Верейский ищет жест, позу, детали жизненного обихода человека, чтобы обогатить характеристику портретируемого. Но особенной глубины проникновения во внутренний мир своих моделей художник в этих портретах не достигает.

К концу 1920-х годов в произведениях Верейского проявляются черты своеобразия, растет его графическое мастерство. Характерны для его творчества той поры пейзажные рисунки, главное в которых — убедительно переданное ощущение жизни. Мотив природы и архитектурный памятник в его графических листах несут на себе печать бытовой среды, конкретного состояния воздушной атмосферы, освещения и т. п. Они согреты личным отношением, личным взглядом художника («В саду Русского музея», 1925; «Демонстрация на площади Урицкого в Ленинграде», 1927).

Работая в разных графических техниках, Верейский в 1930-х годах особенно увлекался офортом, открывающим большие возможности для тончайшей передачи световоздушной среды. В этот период он выполняет в автолитографии большую портретную серию, посвященную летчикам. Добиваясь убедительного сходства, художник в то же время старается найти в лице каждого из героев следы его смелой, мужественной профессии. Он подчеркивает волевой склад характера, собранность, решительность, способность принимать ответственные решения. Художник впервые так вплотную столкнулся с новым поколением людей — плотью от плоти Страны Советов.

Образы людей творческого труда постоянно привлекают к себе Верейского. Его портреты актера И. Ершова, писателя К. Федина, художницы А. П. Остроумовой- Лебедевой*, исполненные в предвоенные годы, были заметным явлением в советской графике. Во время Великой Отечественной войны, оставаясь в Ленинграде, Верейский продолжал свою работу. Он принимал участие в издании «Боевого карандаша», делал портреты моряков, защищавших город, ученых и художников, мужественно трудившихся в условиях блокады (портреты И. А. Орбели).

В серии портретов выдающихся деятелей советской культуры, созданной художником в 1944 году, привлекает его умение построить глубокую психологическую характеристику. Таковы портреты Кукрыниксов, Е. Е. Лансере, К. Ф. Юона, Н. Д. Зелинского, в которых подчеркнуты самоотверженная преданность этих людей своему делу, богатство их духовной культуры. Вниманием к психологическому складу яркой творческой личности проникнуты и позднейшие портреты, исполненные Верейским, такие, как портрет дирижера Е. Мравинского, балерины Г. Улановой (1948). Большой вклад Верейского в развитие отечественной графики был отмечен присвоением ему звания народного художника РСФСР.

Литература: А. М. А м ш и н с к а я. Георгий Семенович Верейский. М., 1953.

Комментирование закрыто.