« | Главная | »

К. СКЛЕРЮС (1876-1932)

Опубликовал Художник | 19 ноября 2012

Каетонас Склерюс (Шклерис) работал в самых различных жанрах и техниках. Он писал портреты и пейзажи, был живописцем и скульптором. И все же в Литве особенно любят его акварели. Акварели Склерюса отличаются не только виртуозным владением техникой, но и своеобразием восприятия мира, которое в них отразилось. Их писал человек, которого никогда не оставляло чувство радости жизни.


В акварелях Склерюса мы видим привычные, несложные бытовые ситуации, непримечательные пейзажи, беглые портреты — но общение с его работами передает зрителю новый заряд жизненной энергии. Манера живописного письма, построенная на сложных сопоставлениях цвета, редко становилась у Склерюса самоцелью. Мы вместе с художником ощущаем зябкие предрассветные часы у реки, свежий озерный ветер, колебание утлых суденышек, смотрящихся в морскую гладь, неуклюжесть лодки, вытащенной на песок, и бескрайность морских просторов.

Склерюс пишет легко, как будто без труда и раздумий, сразу запечатлевая свои наблюдения и чувства. Но за этим стоит высокая пластическая культура, знание современного ему искусства («Венеция»*, 1929).

Свобода, раскованность письма присуща и его жанровым сценам, при всей их любовной точности в передаче обстановки, и портретам, в том числе портретам крестьянок («В костеле»), хотя в станковой живописи художник порой чувствовал себя несколько более скованно. Работая в скульптуре, Склерюс часто обращался к портрету. Ряд портретных изображений исполнен в виде барельефных композиций (портрет И. Басанавичюса, 1924).

Мастерство художника базировалось на прочной школе. Как и многие прибалтийские мастера, он окончил училище Штиглица в Петербурге (1896—1903), где занимался у известного в свое время русского скульптора М. Чижова. По в Литву Склерюс окончательно возвратился лишь через четырнадцать лет, в 1918 году. До этого он работал в Лиепае и Таллине в качестве скульптора, живописца и педагога. Многогранный опыт позволил ему успешно вести преподавательскую деятельность и в Каунасской художественной школе, где он был одним из ведущих и любимых педагогов, а с 1925 по 1929 год руководил ею как директор.

Конечно, Склерюс менял манеру письма, совершенствовал технику, но он оставался верен тем реалистическим традициям, следовать которым начал еще в молодости, постоянно изучая жизнь природы. В правильности избранного пути его убедили и поездки в Париж, Италию, Швейцарию (1929). Наблюдая за сменой модных течений, он утвердился лишний раз в необходимости выявлять индивидуальность в искусстве. В обстановке националистического догматизма, насаждавшегося официальными деятелями в период буржуазной республики Литвы, Склерюс оставался в стороне от общественной жизни, утверждая личное начало в искусстве как важную составную часть национальной духовной традиции.

Комментирование закрыто.