« К. М. МЕРАБИШВИЛИ (Род. 1906 г.) | Главная | К. СКЛЕРЮС (1876-1932) »
И. БЕШКОВ (1901 — 1959)
Опубликовал Художник | 19 ноября 2012
Карикатура — один из труднейших жанров графического искусства. Публицистический характер сатиры требует от художника незаурядной гражданской доблести, четкой общественно-политической ориентации, большого дарования.
Среди болгарских графиков-карикатуристов первое место, несомненно, принадлежит Илие Бешкову.
Бешков родился в плевенском селе Долни-Дыбник. Он рос в доме своего деда, в большой патриархальной семье. Впечатления детства сформировали мировоззрение будущего художника и помогли выработать в нем те идеалы, с позиций которых он будет впоследствии бичевать зло.
После окончания гимназии в Плевне юноша начинает преподавать рисование в школе своего родного села. Но ему хотелось учиться дальше. Музыкальность, которой он отличался с детства, давала основание надеяться на успех, если он посвятит себя музыке; он отправился в Софию. Однако здесь юноша поступил учиться в Академию художеств и окончил ее в 1926 году по классу живописи. Вскоре Бешков пробует свои силы в графике, которая отныне становится главным делом его жизни. В конце 20-х — начале 30-х годов художник выступает на страницах журналов «Ек» («Эхо»), «Жупел» и др. Бешков создает рисунки, высмеивающие мелких буржуа, — он проникает в их городские квартиры, альковы и кухни, показывая в сравнении с несколько идеализированным бытом деревни всю уродливость и неприглядность их небокоптитель-ского существования.
Но главным врагом Бешкова является профашистская верхушка Болгарии. Художник делает множество карикатур, обличающих политические нравы своего времени. На острое перо графика попадают прежде всего деятели реакционного правительства царя Бориса III. Художник выступает против зла и его носителей с высоких гуманистических позиций, и потому его рисунки часто приобретают трагический характер. Бешков писал о своем призвании карикатуриста: «Когда я рисую, и добрые и злые становятся моими детьми, с ними связывает меня трагическое отцовство в искусстве».
Правительство запрещает публикацию рисунков Бешкова, а после военного переворота 1934 года художник лишается всякой возможности высказываться по общественным проблемам. Бешков уезжает в Париж. Но и вдали от Болгарии он следит за всеми событиями ее жизни, откликаясь на них полными сарказма карикатурами («Семейная идиллия», 1935; «Царская семья», 1938, и др.). Трагедия Испании вызывает появление серии рисунков «Испанская хроника» (1936), обвиняющей франкистских палачей.
Политическая зоркость, свойственная Бешкову, помогает ему очень рано распознать опасность, нависшую над Европой. Он начинает страстное разоблачение фашизма, которое не прерывается вплоть де разгрома гитлеровской Германии во второй мировой войне. Художник создает огромное количество произведений, вскрывающих настоящие цели и звериную сущность фашистского отребья («Расстрел», 1942; «Бедствие», 1942; «Облава»*, 1943). После войны художник возвращается в Софию, где начинает выпускать газету «Стыршел» («Шершень»), В юмористических рисунках на бытовые темы, появляющихся в «Шершне» и других газетах и журналах, Бешков высмеивает все, что мешает человеку, все, что унижает его достоинство.
Юмор Бешкова беспощаден, но смех художника обладает целительными свойствами — он очищает и возрождает. В карикатурах художника привлекают высокая культура рисунка, богатый жизненный опыт, наблюдательность, боевой темперамент публициста. Редкая способность обобщать и типизировать помогает ему немногими штрихами очертить ситуацию, заострив в ней характерное. Гротескные рисунки Бешкова, выполненные в излюбленной технике пера и туши, изящны и точны.
Помимо карикатур, художником было создано большое количество иллюстраций, среди которых самым известным стал цикл рисунков к сатирическому роману А. Константинова «Бай Ганю». Блестящее остроумие Бешкова проявилось и в целом ряде написанных им литературных миниатюр и эссе, которые явились значительным вкладом в болгарскую литературу. Эренбург назвал Бешкова «злым добряком, который умеет смеяться и яростно защищать человека». Бешков вел большую педагогическую работу — он преподавал в Высшем институте изобразительных искусств им. Н. Павловича и в Академии художеств в Софии.
Комментирование закрыто.