« | Главная | »

К. М. МЕРАБИШВИЛИ (Род. 1906 г.)

Опубликовал Художник | 18 ноября 2012

Константин Михайлович Мерабишвили родился в Тифлисе. В 1924—1931 годах он учился в Тифлисской Академии художеств у профессоров Я. И. Николадзе и Н. П. Канделаки — известных грузинских ваятелей, положивших начало развитию в Грузии реалистической скульптуры, мастеров портретного жанра.

Мерабишвили принадлежит к числу первых выпускников Тифлисской Академии художеств, к представителям того поколения скульпторов, которые вместе со своими учителями стояли у истоков советской грузинской пластики и способствовали своим творчеством утверждению ее значения в общей системе грузинского изобразительного искусства.

Оставаясь верным портретному жанру, К. Мерабншвили с самых первых своих шагов в искусстве много внимания и сил отдавал работе над памятниками выдающимся деятелям исторического прошлого и современности. Среди самых ранних его работ — установленные в Тбилиси памятники основателю грузинского комсомола Б. Дзнеладзе (1929, исполнен совместно с Р. М. Тавадзе) и С. М. Кирову (1935).

Но главная заслуга Мерабншвили в развитии монументального искусства состоит в том, что, обратившись в числе первых к работе над фигурными монументами, он попытался найти их ансамблевое решение. Эта тенденция полнее всего проявилась в проекте памятника великому поэту-гуманисту Шота Руставели. Проект этот получил первую премию на проходившем в 1937 году конкурсе на памятник Руставели для Тбилиси.

Смело, с размахом задуманный проект включал в себя постамент, у основания которого должны были находиться ниши, из которых били бы струн фонтанов, а вокруг — полуциркульная колоннада, с двумя арками по краям, организовывающая окружающее пространство, придающая целостный характер всему ансамблю. В центре постамента предполагалось поставить высеченный из местного камня памятник поэту, а по его краям — экспрессивно вылепленные фигуры свирепых тигров. Тигры символизировали трудности, которые преодолевают герои поэмы Руставели, а струи фонтанов — благородство, чистоту и завоеванное в борьбе счастье.

Таким образом, помимо чисто мемориальной задачи — увековечения памяти поэта — художник ставил и решал задачи архитектурно-планировочные. К сожалению, проект не был осуществлен полностью — отпала именно его архитектурная часть. Памятник* был открыт в Тбилиси в 1942 году. В осуществленном варианте он представляет собой фигуру Руставели, установленную на украшенном по бокам тонкими колонками четырехгранном постаменте. К нему ведет несколько маршей лестниц. На цоколе помещен барельеф, изображающий встречу героев поэмы «Витязь в тигровой шкуре» Тариэла с Нестан-Дареджан после ее освобождения из Каджетской крепости.

Решение памятника сдержанно и строго. Соотношения объемов и масс уравновешены. Плащ и длинная одежда ниспадают прямыми вертикальными складками. Образ Руставели в памятнике исторически конкретен и убедителен, ему присуща величавая сосредоточенность. Тяготение к целостному решению пластических и архитектурно-художественных задач отличает также проекты памятников Низами Гянджеви (1939—1940) и Акакию Церетели (1940). В последнем отчетливо проявилась еще одна особенность искусства Мерабншвили — стремление к наглядно-конкретному, несколько повествовательному выражению содержания произведения

Мысль о близости поэзии А. Церетели народному творчеству раскрыта с очевидностью — поэт, задумавшись, слушает народного певца. В дальнейшем интерес скульптора к фигурным монументам не ослабевает. Однако все большее место в его творчестве занимает станковый портрет. Возросший интерес к этому жанру повлиял и на монументальные работы художника. Он автор ряда своеобразных портретных памятников. Наиболее интересен среди них памятник Г. Д. Эристави, установленный в Гори (1950). Мерабншвили создал галерею портретов выдающихся представителей отечественной науки и культуры, в том числе отличающийся некоторой приподнятостью героизированный портрет художника О. Цимакуридзе (1942) и очень выразительные портреты живописца М. Тоидзе (1946) и скульптора Я. Николадзе (1946). В портрете замечательного армянского художника М. Сарьяна (1953) Мерабншвили подчеркнул суровую решимость, волевое напряжение и даже некоторый оттенок драматизма.

Последние по времени работы скульптора отмечены еще более тонким проникновением во внутренний мир человека и большой выразительностью пластики. Мерабишвнли — народный художник Грузинской ССР, член- корреспондент Академии художеств СССР, профессор Тбилисской Академии художеств.

Литература: 3. Майсурадзе. К. Мерабишвили. Тбилиси, 1958.

Комментирование закрыто.