« РЕМБРАНДТ (1606-1669) | Главная | К. М. МЕРАБИШВИЛИ (Род. 1906 г.) »
В. М. ВАСНЕЦОВ (1848-1926)
Опубликовал Художник | 18 ноября 2012
Источник силы искусства Виктора Михайловича Васнецова, секрет его долголетней и незыблемой популярности — в крепкой и многосторонней связи художника с народным творчеством, великим знатоком которого он был. Влечение Васнецова к сокровищнице народного эпоса было неизменным. Из нее он черпал сюжеты многих своих произведений. Мир легендарных русских богатырей — красочный и мудрый мир русской народной сказки запечатлен Васнецовым в десятках его работ.
Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии. Знакомство со старинными народными обычаями, поверьями и сказаниями, сохранившимися в вятских селах, помогло живописцу в его работе над народным эпосом.
Детские годы художника прошли в селе Рябове, и уже там он начинает рисовать и писать красками. Его первые работы — пейзажи родных мест, сказочные образы — позволяют угадать серьезное дарование. Родители В. М. Васнецова — он происходил из семьи сельского священника — по семейной традиции направили его учиться сначала в духовное училище, а затем в семинарию. Но созревшее и крепнувшее стремление стать живописцем победило, и в 1867 году Васнецов направляется в Петербург, а Академию художеств.
Знаменитый русский художественный педагог П. П. Чистяков, у которого Васнецов некоторое время учился, называет его имя в числе самых талантливых своих воспитанников.
Васнецов не сразу находит себя в искусстве. 1868—1875 годы — годы обучения в Академии художеств — проходят под знаком увлечения жанровыми полотнами на темы жизни городской и сельской бедноты. Полотна подобного типа Васнецов создает и в первые годы после окончания Академии.
Влияние передвижников достаточно очевидно во многих ранних жанрах Васнецова. Характерна в этом отношении его известная картина «С квартиры на квартиру» (1876).
Социальной остротой, сочувствием к «униженным и оскорбленным» низам общества, четкостью характеристик отличаются и другие жанровые картины Васнецова «Крестьяне», «Чаепитие», «Преферанс», «Военная телеграмма». Но все же не эти полотна, несмотря на их несомненную ценность и своеобразие, составляют основной вклад Васнецова в русское искусство.
Блестящий талант художника, его творческая фантазия и мастерство в полной мере развернулись лишь в произведениях на фольклорно-былинные темы. Еще в 1870 году Васнецов создает акварель «Витязь», изображающую легендарного богатыря, рисует иллюстрации к сказкам «Жар-птица», «Конек-горбунок». Это были первые, еще робкие опыты создания работ на мотивы народного эпоса. В дальнейшем Васнецов принимается за глубокое изучение истории, народного творчества, древнего зодчества, костюмов, оружия. Он делает множество подготовительных работ к произведениям сказочно-былинного содержания. Упорная и настойчивая деятельность художника увенчалась плодотворными результатами. В конце 70-х — начале 80-х годов он создает одно за другим значительные полотна, уже не жанровые, а по мотивам фольклора, былин, событий родной истории. Таковы «Ковер-самолет», «Аленушка», «После побоища Игоря Святославича с половцами», «Витязь на распутье» и другие.
Знаменитая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» — гимн мужеству и стойкости русских людей. Ее сюжет навеян «Словом о полку Игореве». Полотно изображает трагический конец неравной битвы войска князя Игоря Святославича с половцами. Но недаром говорили, что на полотне показаны не убитые, а как бы спящие богатыри: так много в их облике силы, красоты, благородства. Особенно удачен образ широко раскинувшего руки витязя — он и после смерти страшен врагам. Печатью доблести и мужества отмечены образы защитников русской земли. И хотя художник запечатлел эпизод поражения, чувствуется, что это поражение временное, что непобедим народ, рождающий таких отважных и могучих защитников. Законченная в 1898 году картина «Богатыри» («Великая застава богатырская») — наиболее полное и сильное выражение темы воина-богатыря в творчестве Васнецова. Почти двадцать лет напряженного труда отдал художник этому монументальному полотну.
Первоначальное название картины — «Богатыри — Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле — нет ли где ворога, не обижают ли где кого» — достаточно точно и ясно рассказывает о ее сюжете. Любимые герои русского эпоса воплощают в себе лучшие качества народа: душевное благородство, любовь к Родине, ум и отвагу. В то же время у каждого из богатырей свои, особенные черты. Все трое крепкой заставой стоят на рубеже русской земли и служат незыблемым оплотом народным. Созданный Васнецовым образ богатырей—защитников отечества давно уже перерос узкохудожественные рамки и стал символом патриотического служения Родине. Та же тема звучит и в акварели «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле в 1380 году»*.
Ряд других сказочно-фольклорных полотен Васнецова, прежде всего «Аленушка» — это иная, лирическая линия его творчества. В «Аленушке» Васнецов воссоздал трогательный образ девочки-сиротки, тоскующей о своем погибшем брате, о горькой своей доле. «Иван-царевич на сером волке», «Ковер-самолет» и некоторые другие полотна пленяют мастерством воплощения фантастических образов народных сказок.
Несколько значительных работ художник оставил и в историческом жанре. Широко известен его «Иван Грозный». В отличие от многих своих современников, Васнецов понял и оценил прогрессивную деятельность Ивана IV — крупнейшего государственного мужа и сумел показать царя не только «грозным», но и мудрым, величавым.
Васнецов известен также и как мастер стенной росписи («Каменный век» в московском Историческом музее, роспись Владимирского собора в Киеве), и как портретист, и как автор эскизов театральных декораций. Среди последних — декорации к «Снегурочке». Н. Н. Римского-Корсако-ва, которые, по словам В. В. Стасова, «полны поэзии, жизни, правды, русского духа и красоты». Наконец, надо отметить, что Васнецов исполнил ряд проектов зданий в духе древнерусского зодчества. В частности, по проекту Васнецова создано здание Третьяковской галереи в Москве.
Комментирование закрыто.