« Ф. МЕДДЬЕШИ (1881-1958) | Главная | А. ФАНТЕН-ЛАТУР (1836-1904) »
И. И. Нивинский (1881-1933)
Опубликовал Художник | 14 ноября 2012
Игнатий Игнатьевич Нивинский известен прежде всего как один из наиболее значительных советских графиков, замечательный мастер офорта. Но эта репутация вовсе не исчерпывала его многогранной художественной деятельности. Архитектурные проекты, момонументальные росписи, плакаты, оформление агитпоездов, живопись, работа в театре, книжные иллюстрации — все это необходимо вспомнить в разговоре о творческом пути художника.
И. И. Нивииский родился в Москве, Отец его был поляк, мать русская, из крестьян. Во 2-й по ловкие 1890-х годов он учился в Строгановском училище, а после его успешного окончания был оставлен там же преподавателем рисунка Однако система преподавания, принятая в училище, не удовлетворяла молодого художника, писавшего впоследствии: «В программах училища отсутствовала живая мысль, не было и намека на какие-либо принципиальные проблемы… Воспитывались ловкачи-компиляторы, идеалом которых было сделать вещи, колко идущие на художественной рынке. Трудно было потом такому человеку найти свое место в искусстве.
Приходилось с громадным трудом изучать рисунок, начиняя сначала, сбрасывая с себя пудовые тяжести годами нараставших ложных приемов и навыков» Стремление к преодолению этих недостатков, постоянной воли к самообразованию, огромней настойчивость и целеустремленность, характерные для молодого Нивинского, позволили ему в дальнейшем в высшей степени профессионально работать в различных видах искусства, жанрах и техниках. Большое значение для формирования творческой индивидуальности Нивинского имели его дружба и совместная работа с известным архитектором И. В. Жолтовским.
Не удовлетворенный своей работой в Строгановском училище, Нивииский оставляет ее и поступает в мастерскую Жолтовского помощником архитектора. Здесь он работает в качестве архитектора, и, воодушевившись идеей синтеза искусств, пробует свои силы в области монументально-декоративной живописи. Необычайно много дала ему как художнику предпринятая вместе с Жолтовским поездка в Италию. Глубокое впечатление, которое произвело на Нивинского искусство итальянского Ренессанса, на долгие годы определило характер его поисков, сделало его своего рода «итальянцем» в русском искусстве. Вдохновленный декоративными формами и колоритом росписей эпохи Возрождения, Нивинский выполняет множество копий и зарисовок, которые использует впоследствии в своей работе декоратора.
Именно итальянскими впечатлениями навеяны наиболее интересные из монументально-декоративных опытов Нивинского — проекты оформления дома Меликова в Баку и росписи дома Тарасова в Москве (последний был выстроен по проекту Жолтовского в стиле палаццо Палладио). Нивинский также принимал участие в росписях Музея изящных искусств в Москве, выполняя сложную работу по декорированию различных залов, требовавшую основательного знания разнообразных стилей и большого вкуса. Одновременно, стремясь расширить свои познания в области истории искусств, архитектуры, истории, он учится в археологическом институте. Не оставляя занятий монументальной живописью,
Нивинский обращается к станковой живописи и создает пейзажи, композиции с обнаженной натурой, используя при этом образы и мотивы Возрождения. Подобное внимание к классическим традициям, характерное для творчества Нивинского 1910-х годов, перекликается с тенденциями неоклассицизма, проявившимися во многих областях русского искусства этого времени. Вместе с тем он обнаруживает интерес к проблемам современного искусства, к поискам новых выразительных средств. Из современных художественных явлений его особенно привлекает творчество П. Сезанна, в живописи которого Нивинский находил то, к чему стремился сам, — конструктивность композиции, монументальность форм, ясную законченность произведений.
1910-е годы знаменательны для Нивинского его обращением к графике, главным образом к офорту. И здесь опять как бы скрещиваются традиции искусства прошлого и веяния современности. С одной стороны, Нивинский испытывает явное влияние графики Дж. Б. Пиранези, поражавшего его грандиозностью замыслов, безудержной фантазией, эффектностью светотеневого и пространственного решения своих офортов.
С другой стороны, на Нивинского-графнка воздействует творчество Ф. Бренгвина с его острыу чувством современности и драматической экспрессией форм. В 1913 году Нивииский создаст свою первую графическую серию «Итальянская сюита», сразу же привлекшую внимание своей живописностью, легкостью и свободой исполнения. Со временем в графике Нивинского нарастают декоративно-экспрессивные черты. Свидетельством творческой самостоятельности стала «Крымская сюита» (1917), отличающаяся простотой рисунка, ясностью и четкостью композиции, сочным и изящным штрихом, а главное, глубокой непосредственностью восприятия — качеством., недостававшим прошлым работам художника и выразившимся здесь в проникновенном внимании к жизни природы.
Одной из лучших работ Нивинского и одним из интереснейших произведений советской графики тех лет стала серия офортов «Кавказские каприччио» (1923—1926). Динамичность композиции, острота силуэта, выделение деталей сопоставлением различных масштабов, введение цвета, сочетание документальной точности и декоративности, романтической приподнятости образов и тяготения к их монументализацни, стилизации и некоторой театральности мотивов, — все это делало листы серии, по выражению одного критика, «дерзостными листами». Обращение к новой тематике социалистического строительства (серия «ЗАГЭС» 1927), постоянное экспериментирование в технике офорта привлекли к мастеру творческую молодежь, которой он щедро передавал в течение ряда лет свой богатый опыт, свои обширные знания. И сегодня, спустя более тридцати лет после смерти Нивинского, мастерская его имени продолжает оставаться одним из центров творческих поисков молодых московских офортистов.
Литература: В. Н. Докучаева. Игнатий Игнатьевич Нивииский. М., 1969.
Комментирование закрыто.