« | Главная | »

И. И. Нивинский (1881-1933)

Опубликовал Художник | 14 ноября 2012

Игнатий Игнатьевич Нивинский известен прежде всего как один из наиболее значительных совет­ских графиков, замечательный мастер офорта. Но эта репутация вовсе не исчерпывала его много­гранной художественной деятель­ности. Архитектурные проекты, мо­монументальные росписи, плакаты, оформление агитпоездов, живо­пись, работа в театре, книжные иллюстрации — все это необхо­димо вспомнить в разговоре о творческом пути художника.

И. И. Нивииский родился в Москве, Отец его был поляк, мать русская, из крестьян. Во 2-й по ловкие 1890-х годов он учился в Строгановском училище, а после его успешного окончания был оставлен там же преподавателем рисунка Однако система преподавания, принятая в училище, не удовлетворяла молодого художника, писавшего впоследствии: «В программах училища отсутствовала живая мысль, не было и намека на какие-либо принципиальные проблемы… Воспитывались ловкачи-компиляторы, идеалом которых было сделать вещи, колко идущие на художественной рынке. Трудно было потом такому человеку найти свое место в искусстве.

Приходилось с громадным трудом изучать рисунок, начиняя сначала, сбрасывая с себя пудовые тяжести годами нараставших ложных приемов и навыков» Стремление к преодолению этих недостатков, постоянной воли к самообразованию, огромней настойчивость и целеустремленность, характерные для молодого Нивинского, позволили ему в дальнейшем в высшей степени профессионально работать в различных видах искусства, жанрах и техниках. Большое значение для формирования творческой индивидуальности Нивинского имели его дружба и совместная работа с известным архитектором И. В. Жолтовским.

Не удовлетворенный своей работой в Строгановском училище, Нивииский оставляет ее и поступает в мастерскую Жолтовского помощником архитектора. Здесь он работает в качестве архитектора, и, воодушевившись идеей синтеза искусств, пробует свои силы в области монументально-декоративной живописи. Необычайно много дала ему как художнику предпринятая вместе с Жолтовским поездка в Италию. Глубокое впечатление, которое произвело на Нивинского искусство итальянского Ренессанса, на долгие годы определило характер его поисков, сделало его своего рода «итальянцем» в русском искусстве. Вдохновленный декоративными формами и колоритом росписей эпохи Возрождения, Нивинский выполняет множество копий и зарисовок, которые использует впоследствии в своей работе декоратора.

Именно итальянскими впечатлениями навеяны наиболее интересные из монументально-декоративных опытов Нивинского — проекты оформления дома Меликова в Баку и росписи дома Тарасова в Москве (последний был выстроен по проекту Жолтовского в стиле палаццо Палладио). Нивинский также принимал участие в росписях Музея изящных искусств в Москве, выполняя сложную работу по декорированию различных залов, требовавшую основательного знания разнообразных стилей и большого вкуса. Одновременно, стремясь расширить свои познания в области истории искусств, архитектуры, истории, он учится в археологическом институте. Не оставляя занятий монументальной живописью,

Нивинский обращается к станковой живописи и создает пейзажи, композиции с обнаженной натурой, используя при этом образы и мотивы Возрождения. Подобное внимание к классическим традициям, характерное для творчества Нивинского 1910-х годов, перекликается с тенденциями неоклассицизма, проявившимися во многих областях русского искусства этого времени. Вместе с тем он обнаруживает интерес к проблемам современного искусства, к поискам новых выразительных средств. Из современных художественных явлений его особенно привлекает творчество П. Сезанна, в живописи которого Нивинский находил то, к чему стремился сам, — конструктивность композиции, монументальность форм, ясную законченность произведений.

1910-е годы знаменательны для Нивинского его обращением к графике, главным образом к офорту. И здесь опять как бы скрещиваются традиции искусства прошлого и веяния современности. С одной стороны, Нивинский испытывает явное влияние графики Дж. Б. Пиранези, поражавшего его грандиозностью замыслов, безудержной фантазией, эффектностью светотеневого и пространственного решения своих офортов.

С другой стороны, на Нивинского-графнка воздействует творчество Ф. Бренгвина с его острыу чувством современности и драматической экспрессией форм. В 1913 году Нивииский создаст свою первую графическую серию «Итальянская сюита», сразу же привлекшую внимание своей живописностью, легкостью и свободой исполнения. Со временем в графике Нивинского нарастают декоративно-экспрессивные черты. Свидетельством творческой самостоятельности стала «Крымская сюита» (1917), отличающаяся простотой рисунка, ясностью и четкостью композиции, сочным и изящным штрихом, а главное, глубокой непосредственностью восприятия — качеством., недостававшим прошлым работам художника и выразившимся здесь в проникновенном внимании к жизни природы.

Одной из лучших работ Нивинского и одним из интереснейших произведений советской графики тех лет стала серия офортов «Кавказские каприччио» (1923—1926). Динамичность композиции, острота силуэта, выделение деталей сопоставлением различных масштабов, введение цвета, сочетание документальной точности и декоративности, романтической приподнятости образов и тяготения к их монументализацни, стилизации и некоторой театральности мотивов, — все это делало листы серии, по выражению одного критика, «дерзостными листами». Обращение к новой тематике социалистического строительства (серия «ЗАГЭС» 1927), постоянное экспериментирование в технике офорта привлекли к мастеру творческую молодежь, которой он щедро передавал в течение ряда лет свой богатый опыт, свои обширные знания. И сегодня, спустя более тридцати лет после смерти Нивинского, мастерская его имени продолжает оставаться одним из центров творческих поисков молодых московских офортистов.

Литература: В. Н. Докучаева. Игнатий Игнатьевич Нивииский. М., 1969.

Комментирование закрыто.