« | Главная | »

Работа над деталями

Опубликовал Художник | 22 августа 2009

Итак, работа над деталями (детали текста, исполнительские детали). Отстаивая необходимость исполнительской детальной работы над пьесой, как бы оправдывая свою «придирчивость», Генрих Густавович не раз говорил о том, что тончайшие и вроде бы малозаметные нюансы исполнения (детали фразировки, точность звуковых соотношений и т. п.) и составляют вместе то целое, что так неотразимо действует на любого, даже самого неподготовленного слушателя.

«Я всегда останавливаю внимание студентов на мелочах, — говорит он, — бывает недодумано, черточки не хватает, и сразу — ученическая игра. Хорошо, правильно, очень мило… но не удерживает внимания, невыразительно»! Помнится, при исполнении студенткой концерта Брамса, когда не хватило полноты гармонии мягко звучащего аккорда, Нейгауз заметил: «Не тот характер. Я говорю, быть может, о мелочи, об атоме, но это — не Брамс»… Вот так обычно на уроке вопрос о якобы «мелочи», о чем-то почти неуловимом («что-то еще не то», — говорил Нейгауз) вырастал в вопрос принципиальный, в данном случае — о стилистической характеристике исполнения, которая как раз и зависит от этой «мелочи».

Комментирование закрыто.