« Работа над деталями | Главная | 1970. Июль. 25–летие Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и ПНР »
Работа над интонацией
Опубликовал Художник | 22 августа 2009
Именно здесь лежит водораздел между истинной работой над интонацией и «натаскиванием», которое заключается в послушном следовании чужой, жестко зафиксированной исполнительской форме: здесь –f, там – p, тут cresc, либо rit. Работая с учеником над той или иной пьесой, Нейгауз всегда и прежде всего стремился приподнять его понимание, его чувствование м.узыки.
Добивался этого Генрих Густавович, раскрывая перед всеми собственное слышание, ощущение, толкование произведения (в целом и во многих деталях). Но он не ограничивался объяснением, постановкой задачи. Для него очень важно было, чтобы ученик сумел все сделать тут же, на уроке. И Нейгауз добивался этого. Его ученики знали, что нужно уметь начинать «с любого места», играть отдельно любой голос либо аккомпанемент, добиваясь нужного звучания, точного ритмического рисунка… Знали, что придется тут же на уроке перестраиваться — менять аппликатуру, пианистический прием, артикуляцию — одним словом, проявлять истинное знание пьесы, предполагающее гибкость и быстроту реакции на любое замечание, полное владение текстом и своим аппаратом. А Генрих Густавович не отступал до тех пор, пока не удавалось в достаточной мере приблизить студенческое исполнение к желанному идеалу.
Детальная работа Нейгауза с учеником на уроке в сущности была подобна собственному кропотливому труду художника в его страстном стремлении воплотить свой замысел. С самых первых звуков и до конца урока продолжались настойчивые, терпеливые совместные поиски художественной правды, истинной выразительности. Студенты на уроках Нейгауза приобщались к таинству подлинного творчества. Именно в этом заключается специфика и огромная действенная сила урока Нейгауза.
Комментирование закрыто.