« | Главная | »

Уважение к традициям

Опубликовал Художник | 22 августа 2009

В классе Нейгауза уважали традиции, но никогда не решали ни одной исполнительской задачи просто традиционно, вне зависимости от музыкальной «конкретности» музыки. Штампу здесь не было места! И вместе с тем Генрих Густавович умел придать самым тонким замечаниям форму точного действия. Он любил подчеркивать, что проявления творчества и чувства в искусстве строго дисциплинированы. Ученикам, которые проявляли склонность к анархии, он говорил: «Выразительное исполнение — и есть исполнение по всем законам, но понимать их надо диалектически».

Диалектика! Упоминание о ней не случайно, Весь строй мышления Нейгауза был насквозь диалектичен. И студентов он учил диалектически мыслить, прививал им диалектический метод познания в отношении к жизни и художественному труду. Каждое явление, каждая деталь замысла рассматривалась им с разных сторон в связи со всем предшествовавшим и последующим развитием. Он учил находить единство в противоречивом, многообразие в одном целом, в едином. Он показывал, как определенное решение какой-либо детали замысла неминуемо влечет за собой соответствующие «исполнительские последствия». Он следил, чтобы не нарушались логические связи в исполнении целого, но допускал и приветствовал различные толкования произведения. Поднимая вопрос о возможности разного понимания и исполнения того или иного эпизода в пьесе, Генрих Густавович говорил: «Такие вещи нельзя декретировать. Некоторые «педагоги (настоящие, понимаете ли «профессора», не то, что я!) требуют: «Давайте так! И никак иначе!» А я всегда вижу возможность и как-то по-другому сделать. Но главное — сделать хорошо!»

Комментирование закрыто.