« | Главная | »

Пример исполнения

Опубликовал Художник | 22 августа 2009

Вспоминается начало «хорала» в скерцо cis-moll Шопена. Как понятно для всех продирижировал его Нейгауз!

А ученица-исполнительница признавалась много лет спустя: «Дело-то было простое — следовало начать тише и вести аккорды crescendo к вершине, но я это поняла лишь теперь». А тогда… Тогда не вышло на уроке. Но форма вмешательства Генриха Густавовича заставила ее мучительно добиваться, искать. И сыграла она скерцо превосходно…

Да, когда студент понимал (или ощущал интуитивно) смысл его «эмоции исполненных» замечаний, то подходил к решению стоящей перед ним музыкальной задачи изнутри, самостоятельно, доподлинно ее постигая. В этом была глубокая логика: понимание художественной истины не привносилось извне, через подсказанный оттенок. Оно приходило благодаря открывшемуся собственному видению (слышанию) — ощущению музыки. Подобный способ постижения истины далеко не самый легкий.

Но добытое этим путем и глубже постигается, и крепче усваивается, и более широкие перспективы открывает. Не потому ли ныне почти никогда не приходится слышать от учеников Нейгауза стереотипную фразу: «Генрих Густавович показывал это место (этот отрывок, эту пьесу) так». Ссылки на Нейгауза, как правило, не относятся к тем или иным частным моментам исполнения. Они обычно гораздо шире и свидетельствуют об определенном понимании смысла данного построения, взаимосвязи исполнительских деталей и концепции целого.

Комментирование закрыто.