« Искусство создания цельной формы | Главная | Отправная точка »
Экспрессионизм
Опубликовал Художник | 18 августа 2009
Автор отмечает в качестве отрицательной черты экспрессионизма отсутствие «ясной мысли, руководящей идеи (стремление к идее — еще не идея), без которой не может быть воли (распыляющейся в тщетных попытках подменить силу убедительности силой убеждения), а, следовательно, и дисциплины, кующей форму».
С этим связываются и недостатки исполнения Шнабеля: «…подняв все детали на одинаковую высоту выразительности… Шнабель тем самым вы равнял сложный рельеф этого произведения (речь идет здесь о Пятом концерте Бетховена — Н.К.), превратив горы и долины в одно сплошное — возвышенное, но ровное — плоскогорье. Слушаешь такое исполнение с неослабным напряжением; прослушав — убеждаешься с удивлением, что эта яркая во всех деталях музыкальная речь не привела ни к какому выводу. Идейный смысл исполненного стушевался, ускользнул: ибо где нет различий — нет сопоставлений, где нет сопоставлений — нет формы».
Составить собственное представление об игре Шнабеля можно обратившись к его записям.
Комментирование закрыто.