« Отзывы на концерты Шнабеля | Главная | Наследие Артура Шнабеля »
Гаральд Шонберг о Шнабеле
Опубликовал Художник | 18 августа 2009
Нью-Йоркский музыкальный критик Гаральд Шонберг в своей книге «Великие пианисты от Моцарта до наших дней» посвятил Шнабелю целую главу.
Он называет Шнабеля современным пианистом, так как тот в соответствии с антиромантическими установками исходит из нотного текста и считает, что для идеального исполнения уже достаточно точного выполнения авторских указаний. Критик пишет, что у Шнабеля подход к музыке — аналитический. Исполнение отличается чистотой стиля, пылкой цельностью, интеллектуальной строгостью.
Во все проникает разум — логический, стимулирующий, чувствительный. Фразировка отличается «аристократической чистотой». Шонберг так же, как и некоторые другие критики, отмечает недостаточную техническую оснащенность Шнабеля, но «притягательность его творческого выполнения оставляла далеко позади чисто технические соображения». Наконец, Шонберг описывает простоту поведения Шнабеля за инструментом. Его внешность — приземистый, с большой головой и короткими пальцами — совершенно не соответствовала общепринятому представлению о пианисте-виртуозе и за роялем не производила впечатления. При исполнении он «никогда не воздевал руки кверху, не тряс головой и не пытался узреть божество на потолке концертного зала. Когда он играл, среди слушателей царила церковная тишина. Его концерты не были цирком — они были причастием. И слушатели расходились, чувствуя себя очищенными…».
Комментирование закрыто.