« 1970. Октябрь. 400–летие библиотеки Вильнюсского государственного университета имени В. Капсукаса | Главная | Критика Невилла Кардуса »
Воспоминания Карла Флеша
Опубликовал Художник | 18 августа 2009
О Шнабеле пишет в своих воспоминаниях и Карл Флеш, бывший на протяжении многих лет его партнером в ансамблевой игре. Флеш, так же как и другие критики, говорит об интеллектуализме игры Шнабеля, но считает, что чрезмерные его проявления приводили к двойственности, внутренней диалектичности исполнения, что выражалось в борьбе природной чувствительности с искусственной софистикой, в «поединке между чувством и разумом, где естественное чувство одерживало победу». Флеш отмечает, что искусство Шнабеля «исходило из интуиции и стремилось к осознанному».
Технические недочеты Флеш объясняет особенностями характера Шнабеля: в юности, обладая необыкновенными музыкальными и пианистическими данными, он не занимался специально развитием пианистического аппарата и в дальнейшем совершенствовал свою технику исключительно на основе музыкальной практики. Склонность к созерцательности усилила его нежелание заниматься тем, чего не подсказывала ему внутренняя необходимость. Но Флеш говорит, что технические недостатки оказывались несущественными по сравнению с «беспредельной импульсивностью его игры», в особенности, когда исполняемое произведение было близко его индивидуальности.
Комментирование закрыто.