« | Главная | »

Я. СТЕН (1626—1679)

Опубликовал Художник | 23 ноября 2012

Искусство Яна Стена занимает значительное место в голландской живописи XVII столетия. В целом творчество этого художника лежит в общем русле бытового жанра. Его привлекают быт бюргерства, частная жизнь простых людей. Семья и собственность — вот понятия, которые голландская бытовая живопись возводила в категории вечного порядка. Индивидуальность Стена и его отличие от других живописцев заключались в том, что произведениям художника был присущ столь не свойственный голландскому искусству оттенок юмора, носивший анекдотический характер.


Ян Стен,, как и большинство современных ему художников, вышел из демократической среды. Его отец и дед были довольно богатыми пивоварами, впоследствии и сам художник несколько лет содержал пивоварню в Делфте. Известно, что Стен с детства проявил недюжинные способности к рисованию и живописи и был отправлен учиться сначала в Утрехт, а потом в Гарлем и Гаагу. В 1648 году Стен стал одним из основателей гильдии художников в Лейдене и официально был признан мастером. Окончательному сближению

Стена с художественными кругами голландского общества способствовала его женитьба на дочери известного пейзажиста Яна ван Гойена — Маргарите. Многие биографы и современники Яна Стена изображают художника «веселым собутыльником, не отходящим от трактирного стола, готовым на всякие шутки и проказы и обращающимся к живописи только в случаях крайней нужды». Плохая репутация и обвинения в сомнительном образе жизни были основаны на том, что художник часто обращался к трактирным сюжетам. Однако хорошо известно, что Стен был прекрасным семьянином.

Его трудолюбие не знало предела, за сравнительно короткую творческую жизнь он создал около тысячи живописных произведений. Жизнь Стена была трудной — он перенес несколько финансовых катастроф, был свидетелем продажи своего собственного имущества с молотка, ему не раз приходилось сбывать свои картины по крайне низким ценам.

С автопортрета Стена на нас смотрит веселым взглядом подгулявший человек. Ничто не говорит о том, что он художник. Лютня в руках, нарочито выдвинутый на передний план рваный ботинок на его ноге, хитроватая улыбка, кувшин на столе — все это скорее свидетельство его веселого времяпрепровождения, чем напряженной творческой жизни. Внимательный взгляд увидит здесь скрытую глубокую иронию не только по отношению к художнику, но и к зрителю. Это своеобразный вызов буржуазной обеспеченности и снобизму, вызов всему укладу буржуазной жизни. Почти в каждой картине Яна
Стена есть скрытый намек, усмешка, даже издевательство.

Мир, созданный Яном Стеном, привлекает своей беззаботностью, озорством и, одновременно, правдивостью, беспощадной иронией. Любимые темы Стена — «веселые общества», обычные фривольные сцены голландского бытового жанра — многочисленные пирушки, игры и праздники. В качестве моделей Стен часто использовал членов своей многочисленной семьи и себя самого. Последние семь лет своей жизни он содержал трактир в Лейдене — это облегчало художнику поиски «натуры».
«Веселые общества» Стена обычно очень литературны и насыщены подробностями. Как правило, эти картины носят морализирующий характер, который в основном сосредоточен в символико-аллегорической канве произведения. Например, в картине «Расстроенное хозяйство»* (1660-е гг., собрание Веллингтон в Лондоне) мы встречаем массу откровенных и завуалированных намеков и наставлений. С потолка свисает корзина, наполненная предметами, состояние которых есть следствие распутства (пустые кошельки, рваная одежда и пр.).

Пока хозяйка спит, хозяин (сам Ян Стен) заводит шашни с молодой женщиной, угощающей его вином. Она хитро поглядывает на зрителя, как бы хвастаясь своей победой. Мальчишка вытаскивает из кармана у спящей матери кошелек. Собака, изображенная на столе, подбирается к блюду с мясом. В углу комнаты виден скрипач. На полу валяются карты, шляпа, ракушки устриц и прочий хлам. Кругом царят беспорядок и запустение.

Название картины подтверждает ее дидактическую направленность. В одной сцене художник дает полную картину человеческой жизни, открывает перед нами все ее неприглядные стороны. Стен соединяет жизненную реальность с отвлеченно-нравоучительным содержанием, он как бы хочет сказать: «Такова ваша жизнь, безобразная и пустая! Смотрите и ужасайтесь!»

Наряду с морализирующей тенденцией в творчестве Стена всегда есть жизнеутверждающее
начало. Он любит веселую шутку, радостный смех. Не нужно представлять себе автора «веселых обществ» простым блюстителем нравственности. В своих картинах Стен старается показать полнокровную жизнь во всей ее противоречивости, заглянуть в самую глубину человеческой натуры. В них он выступает как философ, как тонкий и умный наблюдатель и как строгий судья. Именно в этом многостороннем подходе к явлениям жизни ценность искусства Яна Стена.

Литература: Ю. Кузнецов. Ян Стен (Альбом). М.—Л., 1964.

Комментирование закрыто.