« Е. Е. МОИСЕЕНКО (Род. 1916 г.) | Главная | Ю. ШЕРМЕНТОВСКИЙ (1833-1876) »
Ф. ЭРРЕРА СТАРШИЙ (1576-1656)
Опубликовал Художник | 20 ноября 2012
В начале XVII века в испанском искусстве все сильнее чувствуется тяга художников к реальности, желание познать и отобразить жизнь в ее полноте и гармоничности. Расширяется художественный кругозор испанских художников, для которых открывается мир простого человека.
В это время в испанской живописи расцветает бытовой жанр. Появляются многочисленные изображения со сценами из народной жизни (так называемый «бодегонес», что в переводе с испанского означает «съестная лавочка», «ка- бочок»): завтраков простолюдинов, сцены пирушекили портреты («Слепой музыкант с поводырем»*). Даже в исторических и религиозных композициях мы все чаще видим фигуры крестьян, а действие переносится в обстановку простой трудовой жизни, в скромные и даже несколько суровые интерьеры.
Расцвет испанской живописи тесно связан с Севильей. Один из центров мировой торговли, Севилья была, по словам одного историка того времени, «самым известным среди богатых и цветущих центров Европы, так как он расположен на коммуникациях, связывающих его со многими частями света, в частности, с Америкой». Находясь в сравнительной свободе от королевской и церковной власти, Севилья была благодатной почвой для расцвета всех искусств. Недаром именно здесь зародился и развился жанр плутовского романа, оказавший столь сильное влияние на развитие не только испанской, но всей европейской литературы.
Франсиско де Эррера Старший родился в Севилье в 1576 году Происходил он из семьи художника и с детства был связан с искусством. Среди современников Эррера пользовался известностью не только как мастер, наделенный большим живописным талантом, но и как человек с грозным и неуживчивым характером. Известно, что дети Эрреры (двое его сыновей тоже стали живописцами), будучи уже взрослыми, покинули дом своего отца, так как жить с ним под одной крышей было невозможно. В конце концов, покинутый детьми и учениками, Эррера остался в одиночестве со своей старой служанкой, которая, как рассказывает предание, с большой неохотой и безо всякого старания мешала ему краски, часто путая цвета.
Однажды Эррера, живя в Мадриде, исключительно для заработка занялся отливкой и гравировкой медалей. Выбрав подходящий момент, враги обвинили его в Изготовлении фальшивых денег. Нам неизвестно, было ли обвинение основано на реальных фактах или это оказалось простой выдумкой недоброжелателей художника. Однако Эррера решил не дожидаться судебного заседания и бежал в Севилью.
Там он скрылся в монастыре иезуитов, по просьбе которых несколько позже написал большую картину на религиозный сюжет. В 1624 году Филипп IV увидел это произведение. Оно так понравилось королю, что он тут же простил Эрреру и разрешил ему вернуться в столицу. Но художник остался в Севилье. Он пробыл там до 1647 года, пока не была закончена роспись епископского дворца. В Мадрид Эррера вернулся только в 1650 году и остался там до самой своей смерти. Уже современники говорили о необычной живописной манере Эрреры Старшего, в которой несомненно отразился бурный темперамент художника. Пастозная, богатая контрастными сочетаниями цветов, она отличается решительным и смелым мазком. Энергия, вложенная мастером в каждое движение кисти, как бы зажигает картину изнутри, придает сюжету остроту, а персонажам— выразительность.
Замечательно написаны Эррерой сцены из жизни святого Василия и святого Бонавентуры (последние создавались в сотрудничестве с Сурбараном). Герои этих картин — простые люди, задумчивые или суровые, веселые или грустные, наделенные чертами современников художника, одетых в древние одежды. Можно с уверенностью сказать, что среди них мы видим и друзей художника, и его близких, а быть может, и его самого.
Эррера был первым учителем юного Веласкеса, который учился у него всего лишь около года. Но даже за этот короткий срок он перенял у своего учителя страстную любовь к жанровой живописи. Как и многие другие испанские живописцы того времени, Эррера и Веласкес находились под сильным влиянием итальянского художника Караваджо. Караваджизм распространился по всей Испании, породив своеобразную живописную манеру «тенебросо» (или «живопись пятнами»), которая основывалась на резких контрастах света и тени. Эррера отдал дань и ей. Но при этом его картины всегда сохраняли своеобразие, а живописная техника оставалась оригинальной, свойственной только ему одному.
Литература: К. Н. Малицкая. Испанская живопись XVI—XVII веков. М., 1947
Комментирование закрыто.