« Д. КОНСТЕБЛ (1776-1837) | Главная | Г. ФОН КУЛЬМБАХ (1476-1522) »
Ю. В. ВЕНОЖИНСКИС (1886—1960)
Опубликовал Художник | 18 ноября 2012
Юстннаса Винцо Веножинскнса порой называли художником литовской интеллигенции, имея в виду ту галерею портретов, которые были написаны им в разнос время.
Особенно активен как портретист Веножинскис был в 20-е и 30-е годы. Среди наиболее популярных его произведений в этом жанре — портреты А. Балтрушайтиса (1914), искусствоведа П. Галауне* (1928), автопортрет (1936), портреты писателей К. Боруты (1943), Ю. Жемайте (1947), С. Чюрлионене (1956), Э. Межелайтиса.
Веножинскис был умным и тонким мастером. Вот, к примеру, портрет искусствоведа П. Галауне. Художник хочет, чтобы мы прониклись уважением к его герою, наделенному пытливым умом. И потому он концентрирует наше внимание на сосредоточенно- спокойном лице, выразительных тонких руках своей модели. Цвет, неброский, но изысканно-сложный, звучный, как бы варьирует заданное психологическое состояние, создает необходимую эмоциональную атмосферу.
Веножинскис не ограничивался первым импульсом, первым удачно схваченным впечатлением, а добивался соответствия композиции и колорита характеру портретируемого. В его произведениях при всей определенности композиции главным «рассказчиком» о человеке становится цвет, который может быть интенсивным, порой до резкости, или обретать нежность, строиться на сложных переливах, переходах, полутонах. Можно сказать, что именно цвет, ритм его внутренних взаимоотношений обусловливает композицию портрета.
Зритель может и не заметить всей многоплановости цветовой режиссуры, но он обязательно ощутит настроение портрета, строй чувств портретируемого, а к этому и стремился художник. Его интересовала в портрете неповторимость чувств каждого.
Не случайно, что чаще всего Веножинскис писал людей искусства, то есть наиболее поэтично и своеобразно воспринимающих мир людей.
Понимание живописи как размышления посредством цвета о чувстве жизни — главное в пейзажах Веножинскиса. Литовские историки искусства рассматривают его как одного из видных представителей в этой области творчества.
Ярко эмоциональное переживание мира родной природы объединяет столь разные по цветовому строю пейзажи, как «Сосны у берега реки» (1914) и «Аникщайский бор» (1956). Веножинскис любил писать природу в различных состояниях. в разное время дня, любил писать влажность непогоды и сочную приозерную зелень. Эти задачи и мотивы его пейзажей заставляют нас вспомнить о французских импрессионистах, хотя он, конечно, не был запоздалым сторонником или эпигоном импрессионизма. Просто Веножинскис верил, что в пейзаже всегда ценны непосредственность ощущений, поэзия момента и что художник должен уловить мелодию каждого пейзажа, что пейзажная живопись музыкальна в своей основе.
Портрет Веножинскиса, исполненный скульптором Г. Иокубонисом, представляет проницательного, много пережившего и познавшего человека. И в самом деле, творчество Веножинскиса связывало воедино разные этапы развития изобразительного искусства и в немалой мере определило представления об особом характере литовской живописи. Ведь он начал свой творческий путь еще в начале нашего века, учился в Москве, в Кракове (у крупных польских мастеров В. Вейса, Ю. Панкевича), еще до первой мировой войны изучал искусство в Австрии, Германии, Франции, Италии. То есть молодое литовское искусство приобрело в его лице одного из культурнейших своих художников. И закономерно, что Веножинскис выступает в 20-е годы как активный организатор культуры. Он был целый ряд лет председателем Общества деятелей литовского искусства, а затем первым председателем Союза литовских художников и отстаивал автономность художест», венных объединений от буржуазного государства.
Правда, Веножинскис делал это тогда еще не в силу политической прозорливости, а, подобно многим его коллегам, из-за приверженности идее самоценного искусства, хотя на практике и отвергал самодовлеющее формотворчество. Веножинскис был организатором и педагогом художественной школы в Каунасе (с 1920 года), затем — в художественном институте в Вильнюсе. Многие из известных сейчас живописцев с признательностью вспоминают об учителе. Веножинскис не забыт в Литве и как тонкий художественный критик. Вместе с П. Галауне им была написана одна из первых общих работ о современном литовском искусстве, изданная в 1930 году в Швеции.
Комментирование закрыто.