« Г. И. НАРВУТ (1886-1920) | Главная | О. КОКОШКА (Род. 1886 г.) »
М. МАРИНИ (Род. 1901 г.)
Опубликовал Художник | 15 ноября 2012
Марино Марини — одни из лучших скульпторов современной Италии, его творчество получило мировое признание. В его работах сказалась с редкой ясностью основная тенденция скульптуры XX века — стремление к обобщенности формы, к непосредственной выразительности самого пластического языка. Скульптуры Марини бессюжетны, в них отсутствует какая-либо литературная или символическая тема — они воздействуют на зрителя чисто пластическими средствами: массой, равновесием объемов, особой весомостью формы. Марини как бы возвращает скульптуру к ее первоосновам — творчеству египетских и этрусских мастеров — не прибегая, однако, к стилизации.
Характерно, что скульптор, обладающий таким повышенным ощущением специфики монументального скульптурного языка, начинал как живописец. Правда, занятия во Флорентийской Академии художеств дали ему основательное знание живописной технологии, использованное им потом в скульптурных работах.. Но настоящей школой для молодого художника была сама Флоренция — город, занимающий даже в Италии исключительное место по количеству памятников искусства, причем, именно скульптуры.
Великолепное собрание работ Микеланджело в Академии, археологический музей с уникальной коллекцией памятников этрусского искусства, музей Барджелло, статуи, приписываемые Джотто на кампаниле собора, — все это богатство стало для Марини предметом восторженного и внимательного изучения. Первые его опыты в скульптуре носят подчеркнуто архаизирующий характер, но очень скоро Марини находит свой собственный стиль, в котором элементы древнего (главным образом этрусского) искусства органически сплавлены с живым ощущением конкретной формы. Этот стиль не имеет ничего общего с распространенным в те годы в Италии неоклассицизмом, хотя именно неоклассик А. Мартини один из первых оценил талант молодого скульптора и даже предложил ему место преподавателя в Художественной школе Вилла Реале в Монце, в Ломбардии.
С 1929 года жизнь Марини связана с северной Италией. Он преподает в Монце (1929—1940), а потом в Академии Брера в Милане. Творчество Марини не претерпело какой-либо особенно заметной эволюции. Будучи противником сложного сюжета в скульптуре, он всю жизнь разрабатывает небольшой круг тем, из года в год возвращается к одному мотиву — это всадники, акробаты, танцовщицы и другие этюды обнаженной натуры. Все эти фигуры даны в спокойных, неподвижных позах, скульптор подчеркивает тяжеловесность их строения — его толстоногие танцовщицы лишены всякого изящества, а акробатам менее всего свойственна воздушность. И тем не менее эти грубоватые фигуры чрезвычайно выразительны. В них заключена особая жизненная сила, выраженная не сюжетно, а специфически скульптурными средствами. В соотношении объемов, в массивности форм, в ритме распределения силы тяжести (всегда неожиданном) чувствуется мощное напряжение энергии, ее напор, как бы грозящий взорвать лапидарную форму.
Поверхность скульптур Марини никогда не бывает гладкой — она кажется изрытой, взъерошенной. Отливка из бронзы — естественное окончание скульптурной работы — для Марини только начало. Он работает по бронзе резцом: проводит борозды, делает вмятины, подчеркивает недостатки литья (швы, неровности и т. д.). Резцом же он намечает детали: волосы, глаза, рот как бы нарисованы на скульптуре Многие скульптуры Марини полихромны, причем он раскрашивает не только гипсовые и деревянные фигуры, но вводит цвет и в бронзу, создавая дополнительный и оригинальный эффект.
Марини отнюдь не стилизует свои произведения. Наоборот, поверхность его скульптур производит впечатление незаконченности, они как бы в процессе работы — и это, в сочетании с продуманностью и выверенностью общей композиции, создает ощущение убедительной жизненности. Марини трудно упрекнуть в отвлеченности, несмотря на то, что его образы обобщены до предела. Немногие портреты работы Марини убедительно показывают, какой силы выразительности может достичь скульптор при непосредственном контакте с натурой. Он остро видит характерность лица, подчеркивает ее, выбирая для каждого персонажа особую, подчас гротескную форму, соответствующую его внутреннему облику (напр., знаменитый портрет И. Стравинского).
Марини — монументалист по самому характеру своего творчества Его скульптуры требуют света, воздуха и дальней точки отхода. «Внутренняя динамика, выраженная в неподвижной пластической форме» (по выражению советского исследователя), есть качество, позволяющее использовать произведения Марини как городскую скульптуру. В 1958 году в Гааге, в одном из новых районов был установлен «Монументальный всадник»* — первый опыт Марини в этом жанре. Скульптору предстояла трудная задача: связать статую с сухими плоскостями стандартных домов-коробок. Марини дал остроумное решение, подчеркнув конструктивную основу фигуры, уподобив ее некоему фантастическому архитектурному памятнику.
Комментирование закрыто.