« | Главная | »

Поль Гоген

Опубликовал Художник | 5 января 2023

Жизненный и творческий путь французского художника Поля Гогена связан настолько тесно, что невозможно говорить о его произведениях, не обращаясь одновременно к биографии живописца.

Гогена часто называют художником-самоучкой, который вдруг, неожиданно и для себя и для других, загорелся желанием стать живописцем, пожертвовав ради этого карьерой преуспевающего финансового дельца и своим семейным благополучием. В этом утверждении есть, конечно, доля истины, однако, действительность была гораздо сложнее.

Гоген родился в Париже в 1848 году, но детство его прошло в Перу, у испанских родственников матери. Яркие краски перуанской природы, своеобразные памятники и предметы народного искусства, простые и естественные человеческие отношения между людьми, отношения, может быть, больше существовавшие в воображении ребенка, чем в действительности, толкали его потом в дальние путешествия в поисках этой простой, как бы слитой с природой, жизни.

Будничная, серая обстановка провинциального Орлеана, куда Гоген приехал с матерью в 1855 году, только усилила еще неясную тоску ребенка по этому яркому миру. Семнадцатилетним юношей он самовольно отправляется в пл-авание к берегам Южной Америки. Но Франкопрусская война, перебросившая Гогена с юга на Бал

тийское мор#, и тяжелая матросская служба вскоре развеивают его романтические мечты. В 1871 году Гоген поселяется в Париже, работает биржевым маклером, обзаводится семьей, и, казалось бы, ведет размеренную жизнь благоденствующего буржуа.

Но уже с первых дней пребывания в Париже он начинает интересоваться искусством — и не официально признанным салонно-академическим, которое было в чести у французской буржуазии, а творчеством импрессионистов. Он не пропускает ни одной выставки импрессионистов, приобретает их работы, сближается с К. Писсарро; в свободное время берет уроки живописи. В 1883 году Гоген бросает биржу, и благополучие быстро сменяется нищетой и вечными скитаниями. Он едет на родину жены — в Копенгаген, а затем, после разрыва с семьей, в Бретань, Южную Америку и, наконец, в Океанию.

Увлечение импрессионизмом, характерное для начала творческой деятельности Гогена, когда он только познавал основы живописи, сменилось новыми поисками. Формирование самостоятельных творческих взглядов относится к понт-авенскому периоду — по имени маленького бретонского городка, где Гогер провел ряд лет до и после поездки в Панаму и на о. Мартинику.

Интересу импрессионистов к современности художник противопоставил поиски следов примитивной жизни у людей нетронутых цивилизацией. «Случайность» импрессионистических композиций, подчеркивающая их связь с жизнью, сменяется символическими построениями, созданными воображением художника на основе обобщения отдельных наблюдений. Новые творческие задачи, желание вызвать ощущение чего-то лежащего за пределами видимого, порождают и иные технические приемы. Вместо импрессионистического вибрирующего мазка — гладкое наложение краски крупными плоскостями чистого цвета, вместо мягких, тонущих в свету очертаний форм, — яснэя линия, четко прорисовывающая контур предмета и ограничивающая каждое цветовое пятно. Эта программа, детально продуманная Гогеном и подхваченная группой художников, получила название живописного символизма, или синтетизма.

Имеющиеся в собраниях Советского Союза работы художника «Фрукты и плоды» и «Кафе в Арле» (1888 г.) дают ясное представление об этом новом направлении творческих поисков художника.

Особенно видна разница между импрессионистами и Гогеном при взгляде на его «Автопортрет» (1890— 1891 гг.?). Темная обобщенная цветовая гамма портрета отнюдь не соответствует реальным краскам и тем не менее характер человека передан с поразительной жизненной убедительностью.

Но полностью талант художника и своеобразие его творчества раскрываются на далеких островах Океании, куда в 1891 году Гоген бежит из Европы, гонимый мечтой о земном рае, якобы существующем среди народов, не испорченных европейской цивилизацией.

В картинах этого периода Гоген пытается передать не только то, что он видит, но и то, что чувствует, живя среди сказочной природы, в поэтическом мире таитянской мифологии, сквозь призму которой смотрит на жизнь маорийцев. Пытаясь глубже проникнуть в образный мир таитян, постичь их психологию, Гоген обращается к истокам искусства народов Древнего Египта и Индии, изучает искусство инков, ацтеков, маорийцев. Он не увлекается этнографическими деталями и экзотикой, сюжеты его работ просты — они подсказаны реальной жизнью, но увидены глазами Мечтателя. В своих картинах Гоген пытается воссоздать гармоничный мир, где человек составляет единое целое с природой, где действуют только извечные и таинственные законы бытия. Ослепленный солнцем, пропитавшим жаром землю и небо, окрасившим в золото тела людей, художник сам охвачен радостью жизни. Все созданное Гогеном в Океании (за редким исключением) — гимн солнцу, природе и человеку. Стремление вызвать ощущение первозданного мира диктует отказ от всего того, что может быть подвержено воздействию времени. В его картинах все замерло в заколдованном сне. Женщина, держащая плод, стоит так спокойно, что, кажется, может простоять века. Таитяне, недвижимо сидящие перед раскрытыми дверями своих домов или раскинувшиеся на розовом песке, семья рыбака, в жаркой истоме застыв

шая на берегу моря, являются частью столь же безмолвной природы. Неподвижны и ветви деревьев, скованные зноем, даже бег собаки, как бы застывшей в воздухе, — все вызывает ощущение чего-то извечно существовавшего. Изображение этого мира требует особых средств, отсюда необычные, сказочные краски, реально увиденные, но максимально усиленные, отсюда отказ от передачи трехмерного пространства, перспективы, теней, объемности. Разделением на цветовые зоны художник добивается создания особого декоративного эффекта, как, например, в «Женщине с цветами в руках» (1899 г.) или в «Таитянских пасторалях» (1893 г.), сближающего эти вещи с восточным искусством. В «Женщинах на берегу моря» (1899 г.) смелая арабеска линейного узора объединяет тела женщин с пейзажем, властно диктуя их цветовые соотношения. Арсенал технических приемов Гогена очень широк. Не забывает художник и об импрессионистическом мазке, который вносит особое трепетное мерцание в «Натюрморт с попугаями» (1902 г.) или ощущение движения в картину «Брод» (1901 г.).

Однако колониальная действительность, которую художник не допускает в свои полотна, упорно вторгается в его жизнь. Гоген постоянно заступается за полинезийцев, и власти жестоко мстят ему за это. В 1903 году доведенный до отчаяния, почти слепой, он кончает жизнь в нищете и одиночестве. Но поэтический мир маорийских легенд, напоенная солнцем природа и гармоничные люди, населяющие острова Океании, продолжают жить в произведениях художника.

Монументально-декоративные искания Гогена, новое понимание цвета и линии, стремление к обобщению и лаконизму живописного языка, обогатили европейскую художественную традицию новыми достижениями, прочно вошедшими в искусство нашего времени.
А. Кантор-Гуковская

Комментирование закрыто.