« Жизнь Бакста в Париже | Главная | Академия художеств »
Ранние работы Бакста
Опубликовал Художник | 4 февраля 2009
Значительная часть работ того времени — этюды маслом и акварели, но вместе с том в многочисленных эскизах встречаются самые разнообразные техники — графит, черный карандаш, уголь, пастель, гуашь. Они еще неровны по качеству, многие из них производят впечатление сухости и скованности. Бакст пробует свои силы в бытовом жанре, совершенно отсутствующем в дальнейшем его творчестве: молодой художник не может пройти мимо царящего вокруг обилия жанровой живописи. Но большинство его работ — это портреты. Первые из них еще робки и банальны; Бакст не идет в них дальше скрупулезной передачи внешнего сходства. Карандашные наброски, в которых сходству уделяется меньше внимания, точны, метки, в них ловко фиксируется поза. Многие работы носят обобщенный характер, более представляя тип, нежели конкретного человека.
Эти изображения преследуют чисто живописные задачи и являются скорее штудиями, чем самостоятельными произведениями. Несколько акварелей 1892 года — «Кармен» (ГТГ), «Испанец» (ГРМ), «Боярыня» (ГРМ), «Украинка» (ГМИИ) — сходны по манере исполнения, композиции, цвету. Яркие, построенные на сочетании розового, синего, черного, они кажутся несколько пестрыми. Позы и жесты нарочито значительны.
Лист, целиком заполненный краской, тщательность проработки, выписанность лиц говорят об академической выучке художника. В этих работах присутствует оттенок провинциальности, некоторой театральности, даже манерности. Колорит напоминает поздних академических мастеров и вызывает в памяти рассказ Александра Бенуа об увлечении молодого Бакста творчеством Г. Семпрадского, Ю. Клевера и К. Маковского.
Свидетельство интересное и характерное. Баксту трудно противостоять славе этих художников: они часто и много выставляются; публике, посещающей выставки, их работы кажутся идеальными. Кроме того, они, несомненно, обладают известной артистичностью, всегда привлекавшей Бакста; в их работах он может видеть импонирующий ему налет экзотики и присутствие своеобразного позднего романтизма, а также понимание декоративности, сходное с его собственным в это время, а возможно, от них и воспринятое.
Комментирование закрыто.