« | Главная | »

Журнал «Мир искусства»

Опубликовал Художник | 4 февраля 2009

Журнал «Мир искусства» стал новым этапом и в истории художественной критики и изучения истории искусств в России. Действительно, круг затрагиваемых им проблем столь обширен, недолгая его деятельность столь энергична, что любой исследователь культуры не только рубежа веков, но и последующего времени, обратись он к истории живописи, музыки или художественной критики, не сможет миновать такого явления, как «Мир искусства». Достаточно просто вспомнить тех, кто принимал участие в журнале или в выставках объединения, чтобы еще раз почувствовать всю широту размаха нового движения, но, с другой стороны, понять и неизбежность противоречий между столь различными сотрудниками.

В состав редакции входили и А.И. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, В.Д. Нувель и Д.В. Философов, Д.С. Мережковский, 3.Н. Гиппиус, Н.Н. Минский, философы Лев Шестов и В.В. Розанов; здесь печатались В. Брюсов, Андрей Белый, К. Бальмонт. В самом деле, разногласия между убежденными «западниками» и сторонниками националистических позиций, авторами религиозно-философских статей с течением времени лишь углубляются, что и приводит в 1904 году к закрытию журнала.

Но в начале издания своего журнала члены объединения «Мир искусства» были полны решимости преодолеть все трудности — и организационные и технические. Руководил редакцией Сергей Дягилев, литературным отделом заведовал Дмитрий Философов, музыкальным — Вальтер Нувель. Бакст возглавлял художественный отдел. Выпуск журнала сопровождался многочисленными трудностями: никто из «мирискусников» не имел издательского опыта и не был знаком с практикой типографской работы. Сам Бакст начал работать в качестве журнального графика довольно рано — в начале 1890-х годов.

Тогда он иллюстрировал несколько книжек и сотрудничал в журнале «Художник». Эти издания предназначались для самой широкой публики и не отличались высоким качеством текста и оформления. Подобные заказы выполнялись в основном для заработка: тогда Бакст собирался быть только живописцем, и работа журнального иллюстратора была для него второстепенной. Словно подчеркивая незначительность сотрудничества в мелких журналах для своей основной деятельности, он подписывал рисунки фамилией Розенберг даже тогда, когда уже носил имя Бакст, под которым стал известен публике. Рождение Бакста, графика-оформителя, произошло в среде «Мира искусства».

Издавая свой журнал, члены объединения «Мир искусства» стремились придерживаться основополагающей для модерна моррисовской концепции книги: книга — произведение искусства, единый организм, в котором все компоненты равноценны. Сознательное подражание уже существующим зарубежным образцам — берлинскому журналу «Пан», венскому «Ver sakrum» и, конечно, журналу «Симплициссимус» (Бенуа вспоминает, что именно о нем думали «мирискусники», выбирая прототип своего журнала) — помогло «Миру искусства» достаточно быстро достичь зрелости. Вскоре была выработана и собственная система оформления.

Комментирование закрыто.