« Журнал «Мир искусства» | Главная | Журнал «Мир искусства» »
Участие Бакста в мире искусства
Опубликовал Художник | 4 февраля 2009
Журнал за короткий срок завоевал признание — работы К.А. Сомова, Л.С.Бакста начинают воспроизводиться в немецких изданиях. В нем собирается сотрудничать Р.-М. Рильке, писавший в письмах к А.П. Бенуа: «Знакомство с «Миром искусства» чрезвычайно ценно не только для меня, но и для всех моих знакомых друзей художников […] Вы считаете, что для меня все-таки есть возможность стать сотрудником журнала. Я бы хотел этого и сделал все возможное, чтобы это осуществилось».
С первых выпусков журнал отличало внимание к полиграфии. Шрифт был использован старинный, елизаветинский; его долго не могли подобрать, отвергая существующие современные шрифты, пока не нашли образцы, сохранившиеся в типографии Академии наук. Немаловажным для художественного журнала было улучшение качества репродукций и расширение репродукционной техники — применение цинкографии, фототипии, гелиогравюры.
Участие Бакста выражалось не только в создании собственно рисунков для журнала — как раз они в первые годы издания немногочисленны, — но и в определении общей художественно-оформительской линии журнала. Построение самого листа — соотношение шрифта, полей, расположение рисунков, текста, орнамента, виньеток, заставок, концовок — дело его рук.
В 1899-1901 годах несколько литографий Л.С. Бакста, Е.Е. Лансере, В.А.Серова и других художников объединения были помещены в качестве приложений к отдельным номерам журнала «Мир искусства». Работы Бакста — портреты И.И.Левитана и Ф.А.Малявина (1899), «Женский портрет» (1900), «Голова старухи» (1901) — отличаются свободой исполнения и уверенным профессионализмом. Лучшая из них — литографированный портрет И.И.Левитана — поражает контрастностью сопоставления черного и белого. Живописный рисунок исполнен мелким, довольно коротким штрихом, выразителен не сам штрих, а масса пятна. Трехчетвертной поворот головы, расположение рисунка в верхней части листа, смещение центральной оси вносят оттенок беспокойства, подчеркивают трагический характер образа.
Комментирование закрыто.