« | Главная | »

Графика Бакста

Опубликовал Художник | 4 февраля 2009

В графике Бакста можно видеть также следы воздействия работ Фогелера, Дица, Гейне и даже Валлотона, что чувствуется, например, в заставке к стихам К. Бальмонта («Мир искусства», 1901, № 5). Рисунок обнаженной женской фигуры сделан резким противопоставлением черных и белых пятен, без общей контурной линии, полутоновых переходов. Рисунок несет в себе не только сопоставление черного и белого, но и контраст резкого движения и статичного обрамления.Блестящая журнальная графика Бакста современниками оценивалась достаточно высоко. С. Маковский в «Силуэтах русских художников» говорит о Баксте как о «дерзком графике», отзываясь о Баксте — живописце лишь как о весьма благоразумном портретисте.

Живописные работы Бакста публика могла видеть на выставках картин журнала «Мир искусства». Уже на первую выставку, в 1899 году, Бакст представил «Портрет Александра Николаевича Бенуа» (1898, ГРМ) — один из лучших своих ранних портретов и одно из наиболее удачных изображений Александра Бенуа. К зрителю приближена фигура читающего человека, глубоко сидящего в уютном кожаном кресле, в позе удобной и привычной («…черный жук, завалившийся глубоко в кресло», — писал о Бенуа В.Розанов).

Бенуа окружен немногими предметами, каждый из которых должен представить и объяснить человека: папка с рисунками, старинный портрет императрицы Елизаветы Петровны в рокайльной раме… Этот портрет — одно из немногих изображений «человека в среде», что придает оттенок жанровости картине. Среда, окружение участвуют в создании образа человека, характеризуют его и не менее важны для сложения общего впечатления, чем лицо или поза. Портрет исполнен пастелью, положенной очень пастозно, в выборе средств сказывается общий интерес «мирискусников» к графическим техникам.

Комментирование закрыто.