« Картина «Ужин» | Главная | Графика Бакста »
Портрет философа В.В. Розанова
Опубликовал Художник | 4 февраля 2009
«Портрет философа В.В. Розанова» (1901, ГТГ) относится к той же группе портретов «в интерьере», но окружающие вещи играют меньшую роль и не в такой степени участвуют в создании образа портретируемого. Сгорбленная фигурка с непомерно длинными руками, словно внезапно появляется откуда-то снизу; быстрый взгляд маленьких глаз; общее впечатление юркости и подвижности.
Портрет выполнен также пастелью в гамме очень легкой и светлой, написан очень свободно, так, что можно увидеть направление штрихов. Работа возникла в период сближения Бакста с Розановым, бывшим тогда сотрудником журнала «Мир искусства».
Хотя манера письма в портретах и А. Н. Бенуа и В. В. Розанова более подробна, чем в последующих работах, но во втором из них заметно уже тяготение к плоскостности и силуэтности построения. Эти качества нарастают в дальнейшем творчестве Бакста.
Другие работы этого времени — некоторые портреты, «В кафе» (ГТГ), «Ужин» (1902, ГРМ) — словно воплощают бытовавшее тогда представление о женщине модерна. Существо загадочное, опасное, влекущее и околдовывающее, наделенное демонической красотой, — такова была маска женщины модерна. Подобную трактовку можно встретить и у Бакста, но чаще он «поэт кокотки и светской нарядницы», в его представлении женщина — греховная и очаровательная, прелестная и нарядная кукла, окруженная изысканной роскошью. «В этом любовании игрушками тела сказалась возродившаяся страсть к дорогой роскоши, цветистым камням, фарфору, кружевам, духам, шелку, забытому одно время баловству холеных тел».
Комментирование закрыто.