« | Главная | »

О шахерезаде

Опубликовал Художник | 17 августа 2010

«Шехеразада» — одно из ярчайших произведений европейской музыки, воссоздающих мир музыкального Востока, хотя он здесь и лишен какой-либо определенной этнографической окраски.

«Шехеразада» — характерный образец эпического симфонизма Римского-Корсакова. Как видно из программы, она лишена сколь­ко-нибудь развернутого сюжета; нет никаких пояснений и к со­держанию сказок Шехеразады. В программе дана лишь общая

Сюжетная ситуация и намечен общий (восточный, сказочный) характер сюиты.

В «Шехеразаде» господствует принцип картинности, со­поставления разнохарактерных и довольно самостоятельных эпизодов, драматургически скрепленных неоднократным проведе­нием темы Шехеразады. Музыкальный образ последней встре­чается во всех частях сюиты. Однако он не сливается с той или иной музыкальной картиной, а, оставаясь на первом плане, сохра­няет индивидуальный облик и напоминает слушателю о том, что все это — «рассказ» одного лица, очаровательной сказочницы Ше­херазады.

Каждая из четырех частей сюиты представляет собой отдель­ную музыкальную картину, занимающую свое место в общем ши­роком музыкальном полотне. В свою очередь некоторые части сюиты (вторая, четвертая) также состоят из более или менее свя­занных между собой, но все же достаточно самостоятельных и взаимно контрастных разделов. Следовательно, в «Шехеразаде» проявляются те же эпические принципы музыкальной драматур­гии (контраст, сопоставление образов), что и в сказочных операх Римского-Корсакова.

Отмечая картинный принцип композиции «Шехеразады», сле­дует подчеркнуть спаянность всего сочинения, его музыкальное единство и симфоничность. Сюита объединена общностью тема­тического материала, через все части ее проходят основные темы и мотивы, получающие подлинно симфоническое развитие. Глав­ные из них — темы Шехеразады и Шахриара, они являются сквозными лейтмотивами. Между тем Римский-Корсаков не огра­ничивается обычным методом лейтмотивного развития, при кото­ром данные лейтмотивы постоянно характеризуют тот или иной персонаж. Композитор обнаруживает замечательное мастерство вариационного превращения тем и создания на основе одной темы нескольких различных образов. Характеризуя эту особенность «Шехеразады», Римский-Корсаков писал: «Напрасно ищут в сюите моей лейтмотивов, крепко связанных всегда с одними и теми же поэтическими идеями и представлениями. Напротив, в большин­стве случаев все эти кажущиеся лейтмотивы не что иное, как чи­сто музыкальный материал или данные мотивы для симфониче­ской разработки. Эти данные мотивы проходят и рассыпаются по всем частям сюиты, чередуясь и переплетаясь между собой. Яв­ляясь каждый раз при различном освещении, рисуя каждый раз различные черты и выражая различные настроения, те же самые данные мотивы и темы соответствуют всякий раз различным об­разам, действиям и картинам».

Широко примененный композитором метод вариационного раз­вития тематического материала как нельзя лучше подошел для создания сказочного произведения, так как уже сами много­численные видоизменения тем, мгновенные превращения музы­кальных образов таят в себе нечто сказочное, волшебное.

Комментирование закрыто.