« Художественно-педагогическое достоинство пьес | Главная | 1969. Декабрь. Развитие гражданской авиации в СССР »
Контрастные по жанру пьесы
Опубликовал Художник | 6 сентября 2009
Или возьмем другую пару пьес — контрастных по жанру, по характеру и эмоциональному строю: «Веселый марш» и «Грустную песню». Беспечным, озорным ликованием напоена музыка первого из этих сочинений. Его можно было бы назвать «карнавальным маршем»: так и видятся забавные маски, слышится звонкий, заливистый смех. Смелые, неожиданные, быстро сменяющиеся тональные сопоставления вызывают представление о пестроте и яркости красок, кажущаяся калейдоскопичность формы рождает ощущение дарящего вокруг веселого беспорядка. К задорным возгласам труб присоединяется в конце барабанная дробь повторяющихся секунд.
В основе «Грустной песни» — очень печальная, но простая, без тени сентиментальности (строгая диатоника — ни одного хроматизма) мелодия, сопровождаемая самым «традиционным» аккомпанементом, сперва звучащем внизу, а затем, в репризе, как бы окаймляющем тему двумя крайними регистрами (сложная техническая задача!). И как выразительно оттеняет однообразно печальное, очень красивое пение одинокого голоса контрастная середина — словно протест, стремление вырваться из круга грустных чувств, настроений. Но попытка оказывается тщетной: остро диссонирующее наложение двух тональностей в соотношений малой секунды (тоника ля мажора и си-бемоль минора) создает прекрасную драматическую кульминацию всего произведения и одновременно представляет удивительно-логичный переход к репризному проведению основной мелодии.
Комментирование закрыто.