« | Главная | »

Лаконизм музыкального языка

Опубликовал Художник | 27 августа 2009

Не может не обратить на себя внимание еще одно свойство, присущее огромному большинству сочинений венгерских композиторов, пишущих для детей. Это — лаконизм музыкального языка, органично сочетающего яркость образного содержания с доступностью выражения и относительной пианистической простотой.

Почему это представляется столь важным качеством именно детского музыкального репертуара? Пожалуй, потому, что требованиям подобной простоты и доступности могут удовлетворить прежде всего произведения, для которых одновременно характерна и предельная ясность музыкальной мысли, когда передача содержания, главного в сочинении, оказывается сконцентрированной в нескольких наиболее существенных элементах. Педагогическая направленность, необходимость учитывать исполнительские возможности маленьких музыкантов, естественно, ограничивают автора в использовании выразительных ресурсов музыки. В сложном искусстве их отбора сказывается мастерство композитора и весь тот комплекс педагогических знаний и умений, о котором говорилось выше. Такой художественный отбор доступен композитору, действительно владеющему всеми возможностями своего искусства, только тогда это будет плодотворное самоограничение, а не вынужденная ограниченность. Умением предельно сконцентрировать выразительные средства в характеристике образа отличались лучшие, талантливейшие композиторы всех времен, писавшие музыку для детей.

Комментирование закрыто.