« Форма указаний Нейгауза | Главная | Развитие музыкальных навыков »
Большая задача
Опубликовал Художник | 22 августа 2009
Генрих Густавович никогда не ограничивался на уроке изучением текста и рассмотрением деталей исполнения одной только пьесы. Стремление, чтобы студент как можно лучше сыграл пьесу на предстоящем концерте или экзамене, не могло заслонить главной цели Нейгауза — воспитателя, «учителя музыки». А цель эта была гораздо шире, чем отличное исполнение данного произведения.
Громадные знания давали ему возможность проводить множество аналогий, показывая другие произведения того же стиля, жанра. Если разбиралась прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, обязательно беседа касалась многих фуг Баха (а нередко и других композиторов). Если студент играл сонату Бетховена, приводились примеры из других сонат. Благодаря всей системе занятий в классе Нейгауза, любой частный выразительный штрих немедленно обрастал многочисленными аналогичными примерами из других пьес. Сравнения и сопоставления рождались тут же на уроке и постоянно сами собой приводили к обобщениям. Все добытые на уроках и в самостоятельной работе крупицы знаний связывались тогда воедино и как бы озарялись внутренним светом, принося студенту радость собственного открытия. Подобный метод работы способствовал развитию музыкального мышления учеников. Закономерности искусства не прятали свое выразительное значение за скучными формулировками, а являлись нам «во плоти» — во всей красоте и «осязаемой» доступности образного и эмоционального смысла.
Комментирование закрыто.