« | Главная | »

Нейгаузовское требование

Опубликовал Художник | 22 августа 2009

Нейгаузовское требование, «чтоб все вышло», означало нечто большее, чем простое техническое выполнение. Воспитывая профессионализм студентов, он добивался того, чтобы их понимание музыки, их образное и эмоциональное восприятие находило свое «материальное воплощение» в звучании.

Высшей похвалой в его устах было: «Молодец, звучит хорошо. Материя есть! Мы же, художники, самые ярые, оголтелые материалисты из всех, кого я знаю! Мы любим материю хорошую, чтобы мрамор был мрамором, а не гипсом. Можно играть бог знает как, и с идеями, но если этого нет — материи, то к черту. Это не годится!» Он не терпел псевдоэмоциональности переживания «вхолостую», которое выражается обычно в раскачивании, мимике и жестах, в то время как рояль плохо звучит, игра лишена смысла, беспорядочна и примитивна. Не любил Нейгауз также бледного и невыразительного, лишенного артистизма и фантазии исполнения «вообще», когда отсутствует выпуклость, характерность образов, когда нет ясности мысли. «Ты играешь как на именинах у тети Мани», — вспоминал он в таких случаях слова Голованова.

Комментирование закрыто.