« | Главная | »

Метод анализа произведения

Опубликовал Художник | 22 августа 2009

Свой метод анализа произведения Нейгауз очень точно определяет так: «Всякая музыка есть только данная музыка. А в силу того, что музыка — законченная речь, ясное высказывание, что она имеет определенный… смысл, и поэтому для ее восприятия и понимания не нуждается ни в каких дополнительных словесных или изобразительных толкованиях и пояснениях.

Для ее понимания существует, как известно, целый ряд дисциплин: теория музыки, учение о гармонии, о контрапункте, о строении музыки (анализ форм) — дисциплины, вечно развивающиеся и разветвляющиеся, как всякий вид познания при наличии нового познаваемого. Но ведь у нас в мозгу работает некий «фотоэлемент» (думаю, что всякий знает об этом чудо-аппарате), умеющий переводить явления одного мира восприятий в другой… Вот почему для людей, одаренных творческим воображением, вся музыка целиком в одно и то же время и программна… (и непрограммна)». Пользуясь поэтическими образами, аналогиями с явлениями природы и жизни, «особенно душевной, эмоциональной жизни», для дополнения и толкования музыки, Генрих Густавович все же в первую очередь исходил из чисто музыкальных данных, из самого текста.

Комментирование закрыто.