« | Главная | »

Особое внимание

Опубликовал Художник | 19 августа 2009

Особое внимание уделял Шнабель правильной, осмысленной фразировке. В отношении ритма он считал тактовую черту «анафемой музыкального исполнения» и стремился воспитать в ученике ощущение гибкого и естественного ритма. Роль затакта, по его мнению, часто недооценивается. С самой первой ноты исполнитель должен включиться в поток движения, а не подходить к нужному темпу постепенно.

Из всего этого можно сделать вывод, что основным в преподавании Шнабеля было музыкальное воспитание. Гораздо меньше места занимало в его преподавании обучение ремеслу пианиста. Шнабель даже говорил: «Я не знаю, как учить, технике, другие это могут делать лучше меня». Это не значит, конечно, что он не умел работать над техникой, не умел показать нужного технического приема для преодоления технической трудности. Как раз можно привести целый ряд примеров и такого рода работы. Так, одним из его излюбленных способов было намеренное усложнение технических трудностей, во имя правдивой выразительности исполнения, которая, по его мнению, не могла быть достигнута без подлинного усилия. Но Шнабель ненавидел механическую муштру для достижения беглости — в отрыве от самой музыки. Для него главным было — как найти путь к достижению определенного музыкального эффекта. Поэтому он предпочитал заниматься с такими учениками, у которых технический аппарат уже ко времени поступления к нему в класс находился в должном состоянии. Шнабель не раз говорил: «Вы не будете брать проводника-альпиниста для того, чтобы научить ребенка ходить».

Комментирование закрыто.