« | Главная | »

Осмысленное экспериментирование

Опубликовал Художник | 19 августа 2009

В отношении работы над отдельными элементами произведения (фраза, пассаж и т. д.) Шнабель противопоставлял бездумному бесконечному вызубриванию осмысленное экспериментирование, когда при многократном повторении менялись фразировка, артикуляция, интенсивность динамики, темп (разумеется, только в пределах, допускаемых структурой данного отрывка).

Этим достигалась в известной степени спонтанность исполнения (во время игры пианист инстинктивно выбирал вариант, наиболее соответствующий «настроению минуты»), с другой стороны, ученик, будучи, хорошо знаком с авторским текстом и приобщен к образному миру произведения, понимал, каковы пределы допустимых «вольностей», и уже не мог позволить себе никаких выходок, идущих от «неистового индивидуализма». Шнабель очень серьезно относился к воспитанию хорошего вкуса и говорил, что термин «индивидуальность», — которой он называл подозрительным, — слишком часто относится только к «бросающейся в глаза периодически появляющейся манерности». Ну как здесь не вспомнить крылатую фразу Генриха Густавовича Нейгауза: «Да здравствует индивидуальность, долой индивидуализм!»

Комментирование закрыто.