« | Главная | »

Попытка Асафьева

Опубликовал Художник | 18 августа 2009

Попытку отыскать ключ к творческой индивидуальности Шнабеля предпринял еще в 1924 году Б. В. Асафьев. В своей рецензии он писал об убедительности игры Шнабеля, сочетании дисциплины с нежной ласковостью и свежестью романтико-поэтической лирики. По поводу исполнения и даже «открытия» для слушателей произведений ранних романтиков Асафьев пишет, что Шнабель ломает традиции, увлекается «музыкой жизни» там, где привыкли видеть лишь школьный репертуар.

Асафьев делает тонкий вывод: «Такого склада артистов, как Шнабель, могут понять или непосредственно схватывающие музыку «сырые» неподготовленные слушатели, врасплох захваченные, или чуткие и проницательные музыканты. Воздействие его игры походит на воздействие великих произведений искусства, к которым рядовой человек скорее найдет доступ и оценку, чем «правоверный спец». Именно этим объясняет Асафьев отрицательное отношение к искусству Шнабеля со стороны целого ряда музыкантов, «…он для одних дерзок, ибо ломает привычные темпы и доводит тонус исполнения классиков до вдохновенной импровизации, а для других он архаичен и старомоден…» Отвечая многочисленным критикам, не понявшим замечательного музыканта, Асафьев восклицает: («Неужели несовременным является артист, открывший жизнь чувства и чувство жизни там, где мнили лишь пепел!» (имелось в виду совершенно новое прочтение Шнабелем полузабытых произведений Вебера и Шуберта). Венцом выступления пианиста Асафьев считает исполнение бетховенской сонаты ор. 111. «В завершающей стадии вариаций он достиг полного господства воли художника над материалом…».

Комментирование закрыто.