« А. М. ВАСНЕЦОВ (1856-1933) | Главная | И. Я. БИЛИБИН (1876—1942) »
Л. Э. СПИЛИМБЕРГО (1896-1964)
Опубликовал Художник | 19 ноября 2012
Один из североамериканских ученых, писавших об искусстве Аргентины, в некотором недоумении отнес творчество Лино Энеаса Спилимберго к явлениям, «которые не связаны ни с одной из существующих школ». Более того, Спилимберго не создал и своей школы, если под школой понимать только некое число последователей, старательно работающих в традициях своего маэстро. Но вместе с тем, пожалуй, больше, чем многим другим его талантливым современникам, аргентинская живопись обязана Спилимберго присущим ей своеобразием. Спилимберго был среди тех мастеров, которые, словно очнувшись после долгого сна, увидели вдруг, как прекрасна и неповторима их страна, и поставили себе задачу «открыть» ее в искусстве.
Спилимберго родился в Буэнос-Айресе и здесь же в столичной Академии художеств получил профессиональное образование. Но, как и для других латиноамериканских художников его поколения, эта школа была для него необходимой, но лишь начальной ступенью. В возрасте двадцати девяти лет он отправляется в Европу, путешествует по Италии, Германии, Франции, изучает музеи. В Париже молодой аргентинец работает в мастерской знаменитого в то время художника Андре Лота.
Творчество Лота могло послужить его ученикам примером во многих отношениях — примером поиска новых путей в живописи, смелого обращения к современным темам и сюжетам. Оно привлекало и ясным, подлинно монументальным формальным языком. Несомненно, что произведения Лота произвели весьма сильное впечатление на Спилимберго. Необходимо также учесть, что он в равной степени чувствовал себя и учеником великого Леонардо да Винчи и последователем неистового Пикассо. Но это не было проявлением эклектической неразборчивости в использовании приемов старой и новой живописи.
Спилимберго — мастер, идущий прежде всего от сильного непосредственного ощущения действительности. Он из числа художников, любящих неповторимость явления, стремящихся передать «терпкое своеобразие» жизни.
Его рисунки, литографии, картины доносят особый аромат аргентинской жизни («Пастух», «Террасы», 1930-е гг.). В его довольно многочисленных портретах присутствует резкая очерчен- ность национальных характеров, типов. Он силен своей острой наблюдательностью и умеет точно воспроизвести увиденное на холсте или бумаге («Мать и дитя»*).
Спилимберго, однако, всегда стремился достичь большей убедительности не столько за счет внешней экспрессии, сколько путем более углубленной разработки цвета и формы. Он — темпераментный мастер, но это темперамент сдержанный, не позволяющий ощутить внутреннюю энергию и напряженность. Не случайным было обращение художника к росписям (Галерея Пасификос в Буэнос-Айресе, 1946), простым и ясным по своим формам и занявшим определенное место в яркой истории латиноамериканской монументальной живописи. Свои первые уроки в этом искусстве Спилимберго брал еще у Д. Сикейроса, с которым он сотрудничал в Буэнос-Айресе в 1933 году. Наиболее цельным и плодотворным периодом в творческой биографии Спилимберго были, по мнению критиков, 1930-е годы, то есть время подлинного самоопределения аргентинской живописи. На Всемирной выставке в Париже в 1937 году его работы получили Большой приз. Значительным вкладом художника в национальную культуру была и его педагогическая деятельность. У Спилимберго учились многие популярные мастера аргентинской живописи, в частности, хорошо известный в нашей стране Хуан Кастаньино.
С одного из поздних (1959) автопортретов Спилимберго на нас смотрит уже умудренный опытом, ироничный человек. Портрет лишен салонной, приглаженной красивости. Это как бы диалог с самим собой, рассуждение о путях жизни и искусства. ТАким живым, сомневающимся, но ищущим и любящим свою страну и вошел в искусство стран Латинской Америки Лино Спилимберго.
Комментирование закрыто.