« Показание первое Филиппо Трисеньо, сына Доменико, римского живописца. | Главная | СУДЕБНЫЕ ДОКУМЕНТЫ »
Допрос Томассо Салини
Опубликовал Художник | 3 февраля 2009
Допрос Томассо Салини, сына покойного Баггисты Салини из Рима, проживающего на Виа делла Кроче.
На заданные мне вопросы отвечаю по всей истинной правде следующее: живописца Филиппо Трисеньо знаю я два года, и познакомился я с ним, поскольку мы оба живописцы; от него я и получил месяца два-три тому назад несколько стихов, направленных против живописца Джованни Бальоне. А передал он их мне при следующих обстоятельствах: как-то гуляли мы с названным Филиппо, и спросил я его, что говорят живописцы об образе, написанном названным Джованни для церкви Джезу.
Тогда-то и рассказал он мне, что Микеланджело да Караваджо, Онорио Лонги и Орацио Джентилески, все трое живописцы, сочинили некие стишки, направленные против Джованни и против меня, ибо я помогал ему писать упомянутый образ; а по прошествии нескольких дней названный Филиппо передал мне с приятными словами листок бумаги размером в четвертушку, где и были написаны стишки против названного Джованни, добавив, что сочинил их названный Орацио вместе с Оттавио Падовано, также живописцем, а Лудовико из Бреши, равным образом живописец, распространял их среди других живописцев, в частности давал некоему Марио, также живописцу, проживающему на Корсо.
Не помню уж, через сколько дней после этого названный Филиппе пришел как-то вечером ко мне домой взглянуть на мою картину; после того, как я ему ее показал, я попросил его пересказать мне тот сонет, который я получил от него как-то еще до того, как он передал мне стихи, о коих говорилось выше. На это он мне ответил, что уже давал его мне однажды, а я сказал, что я его потерял, и тогда он мне написал там же, у меня дома, на полулисте, стихи, начинавшиеся, если мне не изменяет память, словами «Джован Багалья», и уточнил, что сочинили их названные Микеланджело и Онорио, он же получил их от некоего Джованни Баггисты… из той же компании, что Онорио и Микеланджело. А, кроме того, сказал он мне, что названный Микеланджело, прознав о том, что упомянутый Филиппо добыл названные сонеты, заявил ему, что он должен помнить о том, что сонеты эти не должны попасть в руки названного Джованни, а также в мои руки, ибо тогда поползут слухи. А сочинили их некие молодые люди у него в доме. Рассказал он мне также, что некий Бартоломео, слуга названного Микеланджело, раздавал эти сонеты всем, кто хотел, и что помимо этих стихов сочинял он и другие. Однажды названный Бартоломео принес сонет в запечатанном конверте и ему тоже, но не сказал от кого. По его словам, один из сонетов начинался с имени названного Джованни, и если бы я эти стихи увидел, я бы их опознал.
[После чего подвергаемому допросу были предъявлены стихи, написанные на двух листках, а именно на четвертушке и на полулисте, и дающий показания, взяв их в руки и прочитав, ответил:]
Два этих сонета, мне предъявленных, я видел и вижу явственно и заявляю, что они те самые, что я получил от названного Филиппо, ибо признаю их вполне: стихи эти, на полулисте, написаны были, как я уже показывал, собственноручно Филиппо у меня дома, а те, на четвертушке, также были получены мною от него, но они были написаны ранее, полагаю — тоже его рукой, хотя почерк его не очень хорошо мне известен, ибо знаком я с ним мало, но все же я знаю его по записке, подписанной его рукой, где он просил одолжить ему мой [пропуск в тексте], и которую я вам предъявляю.
…Когда названный Филиппо передавал мне стихи, никто при этом не присутствовал; не было никого в доме моем и тогда, когда он писал другие стихи, о чем говорилось выше. Он не сообщил мне, как ему стало известно, что сочинили их вышеназванные лица, не сообщил мне и о том, откуда были им получены переданные мне стихи, да я его о том и не спрашивал, а рассказал он мне лишь то, что мною показано выше.
Вопрос. Известно ли дающему показания, по какой причине и по какому побуждению вышеназванный Микеланджело, Орацио и другие сочиняли стихи оскорбительного содержания, направленные против названного Джованни?
Ответ. Я полагаю и твердо убежден, что упомянутых Микеланджело и Орацио побудила сочинить клеветнические стихи против названного Джованни зависть к собрату по профессии, ибо живописные работы названного Джованни ценятся выше их работ, и зависть эта особенно возросла после того, как на прошедшей пасхальной неделе в церкви Джезу был открыт образ Воскресения Господа нашего, выполненный названным Джованни, написать который и они домогались. Названный же Онорио принял участие потому, что был ближайшим их другом, а с названным Джованни ссорился и раньше.
Все показанное выше я, Томассо Салини, подтверждаю как истинную правду.
Комментирование закрыто.