« 1958. Август – 1960. Март | Главная | 1958. Август. Юбилейная выставка государственной коллекции почтовых марок, посвященная 100–летию русской почтовой марки »
Дуэт Лизы и Германа. О да, миновали страданья
Опубликовал Художник | 20 июля 2010
Дуэт Лизы и Германа («О да, миновали страданья»). Приход Германа отмечен резким тональным сдвигом. Характерно, что здесь использованы композитором те же тональности До мажор и Ми мажор и те же гармонические обороты, которые встречались в конце второй картины (см. гармонии на словах: «Нет! Живи!»; «Красавица! Богиня! Ангел!»; «Я твоя!»). В данном случае аналогичная второй картине гармоническая последовательность, обостренная квартсекстаккордовым басом, звучит более сжато (с текстом «Ты здесь, ты здесь! Ты не злодей!»). После краткого вступительного диалога Лизы и Германа начинается их лирический дуэт (в тональности Ля мажор, которая как бы противопоставлена ля-минорному ариозо Лизы).
Дуэт является средним, контрастным разделом шестой картины. На некоторое время воцаряется светлое лирическое настроение. В ровном ритмическом движении при диалогическом переплетении голосов, развертывается восторженная мелодия дуэта. Но он не завершен по форме, а внезапно переходит в бредовую речь по типу формообразования данное ариозо сходно с некоторыми лирическими романсами монологами Чайковского, так же образующими единую линию драматического развития при сохранении в то же время связи со строфической формой. Эта же взволнованно-патетическая музыка повторяется в конце сцены, когда Лиза убеждается, что Герман виновен в смерти Графини. На этот раз мелодия Лизы сопровождается второй мелодической линией в партии Германа («Да, да, то правда, три карты»). Голоса сливаются в дуэт Германа о картах, об игорном доме. И вновь в музыкальное развитие включается тема трех карт и целотонная гамма, напоминающая о призраке Графини.
В самом конце, как сопровождение слов Германа «Да! Я тот третий, кто страстно любя», звучит в том же зловещем тембре, что и в четвертой картине, основная тема Пиковой дамы — ее квартовая секвенция, как бы олицетворяя своим появлением роковую неизбежность гибели Германа. Музыка всей шестой картины завершается оркестровой постлюдией на теме вступления. Шестая картина — одна из самых драматических картин оперы; заканчиваясь в фа-диез миноре, она обнаруживает тем самым свою близость к квинтету «Мне страшно» (первая картина), так и к началу и окончанию четвертой картины.
Седьмая картина
Седьмая картина — драматическая развязка оперы. Как и в предыдущих сценах, судьба главного героя, мир его переживаний, раскрываются в реальном, метко и образно зарисованном композитором бытовом окружении, резко противопоставленном его душевному состоянию. Веселый хор игроков, шутливые куплеты Томского («Если б милые девицы») образуют контрастный фон к трагической развязке судьбы Германа.
В духе всей этой бытовой сцены написан и последний сольный номер опьяненного временной удачей и одержимого мыслью о выигрыше Германа —ария «Что наша жизнь? Игра!» Она написана в форме куплетной песни с припевом, в жанре «застольной». Ее отличает четкий маршевый ритм:
Второй куплет более драматизирован, благодаря новому оркестровому сопровождению запева («Что верно? Смерть одна!») и секвенционному развитию окончания куплета («Пусть неудачник плачет»).
За исключением данной песни, музыка Германа в седьмой картине интонационно и тематически связана со всем предыдущим развитием его партии.
С момента появления Германа в игорном доме в оркестре проходит ряд важнейших тем и тематических элементов оперы: квартовая тема Графини — Пиковой дамы, стремительные вихревые пассажи струнных, напоминающие музыку сцены в казарме, острочеканный ритм, присутствовавший еще во вступлении к опере. Когда в руках Германа оказывается дама пик, в оркестре звучит тема трех карт, а вслед за нею целотонный звукоряд, характеризовавший в пятой картине появление призрака Графини.
В другой план переключается все развитие музыки в самом конце сцены: сознание Германа проясняется, в его памяти возникает прекрасный образ Лизы. У флейт и кларнетов печально, но вместе с тем просветленно, на фоне шелестящего тремоло струнных в верхних регистрах звучит тема любви, завершаемая оборотом на VI пониженной ступени. На короткий момент ее прерывает погребального характера хор, выражающий глубокое потрясение присутствующих. И снова в оркестре звучит лирическая тема, олицетворяющая чувство светлой любви. Ею и заканчивается опера.
Проследив по действиям все развитие оперы, мы видим, что ее музыка отличается большой цельностью, единством, органичностью тематических связей вокальных партий и оркестра, большим многообразием интонационных истоков.
Основные образы оперы — Герман и Лиза показаны в большом развитии, обусловленном, в свою очередь, развитием всей драмы. Старая Графиня обрисована в двух планах: как реально-бытовой персонаж и как обобщающий образ, олицетворяющий в сознании Германа роковое, трагическое начало в жизни, как вестник холода, смерти.
Чайковский использует в опере, помимо прямых, также косвенные приемы характеристик. Так, например, романс Полины во второй картине является, по существу, предвестником трагической судьбы Лизы и интонационно связан с шестой картиной — сценой гибели Лизы.
Чайковский воплощает последовательное развитие драмы через качественное преобразование тем, достигая этим единства и непрерывности музыкального развития. В этом смысле «Пиковая дама» является самой симфоничной из опер Чайковского.
Как в «Евгении Онегине» и в других послеонегинских операх, Чайковский включает в «Пиковой даме», наряду со сквозным развитием, закругленные музыкальные номера — арии, дуэты, ансамбли, хоровые и танцевальные эпизоды, появление которых всегда драматургически оправдано и не нарушает общей целеустремленности действия. В этом отношении он не порывает с установившимися оперными традициями и гибко претворяет опыт классической и романтической оперы. Большую роль играет ариознодекламационный по своему характеру речитатив, отличающийся разнообразием, гибкостью, и нередко интонационно тесно связанный с основными музыкальными темами оперы. Здесь особенно выступают связи с Даргомыжским. Особо нужно подчеркнуть умение композитора распределять узловые музыкально-сценические кульминации таким образом, чтобы оперная форма в целом приобретала черты рельефности, яркости и тем самым способствовала доведению до слушателя основного драматургического замысла.
Опера «Пиковая дама» была впервые с огромным успехом исполнена в Петербурге 7 декабря 1890 года, под управлением дирижера Э. Ф. Направника. Партию Германа пел известный русский певец Н. Н. Фигнер. Партию Лизы — Медея Фигнер. Как и опера «Евгений Онегин», «Пиковая дама» не сходит с репертуара многочисленных русских и зарубежных музыкальных театров, завоевав себе огромную любовь широчайших масс слушателей.
Большую роль в раскрытии ее идейного замысла сыграл С. В. Рахманинов, выступивший в 1904 году как дирижер «Пиковой дамы» в Большом театре.
Комментирование закрыто.