« 1958. Май. 140–летие со дня рождения Карла Маркса | Главная | 1958. Апрель. Почетный знак лауреата Ленинской премии »
Вторая тема финала
Опубликовал Художник | 31 июля 2010
Вторая тема финала еще раз напоминает о светлых, но неосуществившихся мечтах. Включение ее в траурный эпилог симфонии имеет важное идейное значение. Мечта недостижима сейчас. Но светлое начало, к которому стремится человек, существует. Жизнь прекрасна, несмотря на трагическую неизбежность смерти. Так примерно можно было бы выразить словами смысл появления данной темы в части, которая подводит итог всей симфонии.
После большого и напряженного развития, тема звучит в новом облике: основной ее мотив проводится имитационно у струнных и медных инструментов, звучность возрастает. Но внезапно на фоне тремоло литавр движение темы прерывается грозными, в триольном ритме, ударами аккордов (у медных, деревянных инструментов и контрабасов). Снова возникает борьба. Происходит столкновение двух различных типов мелодического движения: нисходящего по секундам мотива и интонации трагического возгласа. Быстро спускающееся движение у струнных и резкий аккорд всего оркестра заканчивает первый раздел финала, который можно рассматривать как драматическую экспозицию этой части. Функцию главной партии выполняет в ней первая — си-минорная тема; побочной партией является вторая — ре-мажорная. Подобно предыдущей части, строение финала в целом приближается к сонатной форме без разработки.
В репризе снова появляется первая тема, но на этот раз она звучит (гог11881то. Характер ее становится еще более трагичным. Большое напряжение создается благодаря включению органного пункта на субдоминанте — ми, длящегося в течение 11 тактов. Происходит новое нарастание звучности до /// — и, как вопль отчаяния, повторяется основное мелодическое звено — первый мотив темы, подчеркнутый гаммаобразным взлетом к мелодической вершине. Раздаются мрачно-настороженные удары там-тама, у квартета меди (3 тромбона и тубы) звучит мотив хорально-похоронного склада:
Появляются надломленные, как бы обессиленные интонации второй темы в тональности главной партии — си минор (см. партитуру, М). На тоническом органном пункте музыка замирает.
Комментирование закрыто.