« 1958. Апрель. Почетный знак лауреата Ленинской премии | Главная | 1958. Апрель. К 250–летию со дня рождения Карло Гольдони »
Тема марша в Соль мажоре
Опубликовал Художник | 1 августа 2010
Третья часть заканчивается утверждением темы марша в Соль мажоре. Характерно, что это последнее (Ш) проведение марша идет на остинатном ритмическом движении триолями, аналогичном сопровождению темы «Со святыми упокой» в первой части цикла.
Четвертая часть. Логичен и оправдан всем развитием и следующий за третьей частью траурно-погребальный финал цикла. Первоначально Чайковский предполагал закончить Шестую симфонию траурным маршем. Но, осознав, по-видимому, что сопоставление двух маршей было бы художественно неубедительным, он придал финалу симфонии характер скорбного драматического монолога. Вместе с тем в финале вновь подчеркнуто лирическое начало, являющееся символом духовной красоты человека.
Скорбная, нисходящая мелодия струнных с характерными для Чайковского мотивами в конце фраз, начинается сразу со своей вершины, что придает высказыванию особую страстность, патетичность. Мелодия интонационно связана с нисходящими попевками из вступления первой части.
Это — главная тема в тональности си минор. Неустойчивость гармонии (чередование септаккордов), своеобразное переплетение голосов струнных инструментов еще больше усиливают драматическую напряженность звучания. Благодаря всем этим особенностям, тема приобретает почти речевую выразительность:
Этой трагической теме противопоставляется другая, в тональности Ре мажор, вступающая на фоне остинатного триольного ритма валторн. Эта тема тоже лирична, но ее характер более просветленный. В ней также присутствуют интонации вздоха, но
Они сочетаются с широкой распевностью. Движение темы активно, устремленно:
Непрерывно развиваясь в восходящей секвенции, мелодия достигает большой страстности и напряженности. В момент кульминации (пример 181) она особенно наглядно выявляет свои интонационные связи с темой побочной партии первой части (пример 180):
Комментирование закрыто.