« | Главная | »

Тема марша в Соль мажоре

Опубликовал Художник | 1 августа 2010

Третья часть заканчивается утверждением темы марша в Соль мажоре. Характерно, что это последнее (Ш) проведение марша идет на остинатном ритмическом движении триолями, аналогич­ном сопровождению темы «Со святыми упокой» в первой части цикла.

Четвертая часть. Логичен и оправдан всем развитием и сле­дующий за третьей частью траурно-погребальный финал цикла. Первоначально Чайковский предполагал закончить Шестую сим­фонию траурным маршем. Но, осознав, по-видимому, что сопо­ставление двух маршей было бы художественно неубедительным, он придал финалу симфонии характер скорбного драматического монолога. Вместе с тем в финале вновь подчеркнуто ли­рическое начало, являющееся символом духовной красоты человека.

Скорбная, нисходящая мелодия струнных с характерными для Чайковского мотивами в конце фраз, начинается сразу со своей вершины, что придает высказыванию особую страстность, патетичность. Мелодия интонационно связана с нис­ходящими попевками из вступления первой части.

Это — главная тема в тональности си минор. Неустой­чивость гармонии (чередование септаккордов), своеобразное пере­плетение голосов струнных инструментов еще больше усиливают драматическую напряженность звучания. Благодаря всем этим особенностям, тема приобретает почти речевую выразительность:

Этой трагической теме противопоставляется другая, в тональ­ности Ре мажор, вступающая на фоне остинатного триольного ритма валторн. Эта тема тоже лирична, но ее характер более просветленный. В ней также присутствуют интонации вздоха, но

Они сочетаются с широкой распевностью. Движение темы активно, устремленно:

Непрерывно развиваясь в восходящей секвенции, мелодия до­стигает большой страстности и напряженности. В момент кульми­нации (пример 181) она особенно наглядно выявляет свои инто­национные связи с темой побочной партии первой части (пример 180):

Комментирование закрыто.