« | Главная | »

Третья волна

Опубликовал Художник | 2 августа 2010

Последняя — третья волна разработки начинается с нового появления интонаций главной темы на фоне сковываю­щего ее триольного ритма у валторн (см. партитуру, такт 2 после буквы М). Снова большое нагнетание, приводящее к качественно совершенно новому проведению главной партии: она звучит на этот раз особенно активно, решительно у труб, тромбонов, под­держиваемая низкими струнными. Это — как бы последняя по­пытка противостоять враждебной силе.

Ввиду того, что тема главной партии возвращается здесь в ос­новной тональности (си минор), этот момент можно рассматри­вать как начало репризы. Однако психологически ощущение репризы здесь не создается: вслед за тем продолжается столь же напряженное развитие различных тематических элементов, как и в разработке. У медных инструментов и гобоев появляется нисхо­дящее мелодическое движение (тон — полутон — тон — полутон), выросшее из начинавшей разработку темы трагического сигнала. Драматическое напряжение все нарастает. Этому содействует и появление длительного органного пункта на доминанте тональ­ности си минор (см. букву Р). Трагически-скорбно, как вопль отчаяния, звучат у различных инструментов секундовые интона­ции с затактом в ритме. Нисходящая цепь секвенций в секундовом движении (у деревянных и струнных все еще на фоне доминантового органного пункта литавр и патетиче­ских возгласов медных инструментов, создает новую трагическую кульминацию:

Как и перед началом, пауза с ферматой вносит еще большее напряжение, ожидание разрядки. Она наступает с мо­мента появления, на этот раз в тональности Си мажор, светлой лирической темы побочной партии. Только теперь, благодаря рез­кой смене настроения и разрешению длительного органного пункта, создается ощущение репризы. Новое сопровождение (хро­матическое движение у альтов и виолончелей) придает лириче­ской теме новый, по сравнению с экспозицией, характер. Она зву­чит сначала более затаенно, трепетно, а затем, в момент кульми­нации (см. проведение основного мотива с предшествующим ему «взлетом» у струнных и высоких духовых инструментов) — с большей страстностью, волевой настойчивостью, как бы утвер­ждая право человека на жизнь, на счастье.

Но такой характер музыки удерживается лишь незначительное время, снова наступает спад. Тема распыляется, и при этом в ней подчеркиваются преимущественно ее ниспадающие — секундовые ходы, роднящие ее с секундовыми интонациями вступления. По сравнению с экспозицией в репризе еще больше акцентируется их скорбный характер, что достигается включением в мелодию хроматизмов, подчеркиванием вводного тона и VI пониженной ступени:

Последний раз тема звучит нежно и печально у кларнета соло (на фоне р1аш88щю литавр); темп постепенно замедляется, звуч­ность затихает.

Комментирование закрыто.