« 1958. Апрель. XIII съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи | Главная | 1958. Апрель. 90–летие со дня рождения Максима Горького »
Первая часть
Опубликовал Художник | 4 августа 2010
Симфония начинается медленным, затаенно-сумрачным вступлением, которое интонационно подготавливает первую тему сонатного аллегро (см. примеры 161 и 163) и является одновременно исходной мыслью, зерном всего цикла. Созданию сосредоточенно-мрачного, скорбного настроения способствуют и специфические оркестровые краски. Тема звучит в низком регистре у фагота соло, на фоне медленного, спускающегося по полутонам движения контрабасов. Большую выразительную роль играет и характерная для Чайковского секвенционная последовательность кратких, секундовых попевок. Сочетание уступообразно восходящей мелодии с нисходящим басовым голосом еще больше усиливает ощущение напряженности:
Основной мотив темы, завершающийся каждый раз выразительной интонацией вздоха, переходит в конце секвенции (см. 4 и 5 такты) к альтам; в этом новом тембре еще больше выявляется сумрачный характер музыки. Вступление заканчивается поступенно спускающейся мелодией альтов, которая является одним из источников целого ряда последующих тем симфонии
Следующая за этим пауза с ферматой усугубляет ощущение напряженного ожидания, тревожного предчувствия.
В темпе начинается главная партия экспозиции (си минор). Тема смятенна, порывиста. Она звучит напряженно у альтов и виолончелей
Интонационно она связана с темой вступления: первый мотив (четыре первых звука) является переосмысленной начальной интонацией ее. Мелодия прерывается паузами, что придает ей судорожный характер. Появление движения шестнадцатыми еще более усиливает устремленность. Все развитие внутри главной партии протекает на основе мотивно-тематической разработки элементов данной темы. То они имитационно проводятся у различных групп инструментов, то полифонически сплетаются друг с другом.
Комментирование закрыто.