« | Главная | »

Первая часть

Опубликовал Художник | 4 августа 2010

Симфония начинается медленным, затаенно-сум­рачным вступлением, которое интонационно подготавливает первую тему сонатного аллегро (см. примеры 161 и 163) и является одновременно исходной мыслью, зерном всего цикла. Созданию сосредоточенно-мрачного, скорбного настроения спо­собствуют и специфические оркестровые краски. Тема звучит в низком регистре у фагота соло, на фоне медленного, спускающегося по полутонам движения контрабасов. Большую выразительную роль играет и характерная для Чайковского секвенционная последовательность кратких, секундовых попевок. Со­четание уступообразно восходящей мелодии с нисходящим басо­вым голосом еще больше усиливает ощущение напряженности:

Основной мотив темы, завершающийся каждый раз вырази­тельной интонацией вздоха, переходит в конце секвенции (см. 4 и 5 такты) к альтам; в этом новом тембре еще больше выяв­ляется сумрачный характер музыки. Вступление заканчивается поступенно спускающейся мелодией альтов, которая является од­ним из источников целого ряда последующих тем симфонии

Следующая за этим пауза с ферматой усугубляет ощущение напряженного ожидания, тревожного предчувствия.

В темпе начинается главная партия экспози­ции (си минор). Тема смятенна, порывиста. Она звучит напря­женно у альтов и виолончелей

Интонационно она связана с темой вступления: первый мотив (четыре первых звука) является переосмысленной начальной ин­тонацией ее. Мелодия прерывается паузами, что придает ей судо­рожный характер. Появление движения шестнадцатыми еще более усиливает устремленность. Все развитие внутри главной партии протекает на основе мотивно-тематической разработки эле­ментов данной темы. То они имитационно проводятся у различ­ных групп инструментов, то полифонически сплетаются друг с другом.

Комментирование закрыто.