« 1958. Сентябрь. 40–летие Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца РСФСР | Главная | 1958. Август. 50–летие со дня смерти шахматиста М. И. Чигорина »
Интродукция
Опубликовал Художник | 19 июля 2010
Оркестровая интродукция предваряет действие балета. В ней впервые сталкиваются два главных музыкальных образа: феи Карабос и феи Сирени. Характеристики этих двух персонажей, олицетворяющих собой идеи зла и добра, резко контрастны
Продолжая традиции Глинки в обрисовке положительных и отрицательных героев, Чайковский характеризует Карабос резкой, угловатой по ритму, гармонически неустойчивой темой:
Тема феи Сирени, напротив, по самому своему характеру вокальная, мелодична. В гармоническом отношении она ясна, тонально устойчива, (ее тональность Ми мажор, всегда связанный в музыке Чайковского со светлыми лирическими образами):
Оркестровка обеих тем также резко различна. Тему Карабос излагает весь оркестр. Появлению темы феи Сирени предшествует всплеск арф, после чего приветливая, ласковая мелодия звучит у флейт и английского рожка на фоне мягкого тремоло скрипок и альтов. Тема Сирени подвергается в интродукции широкому развитию, благодаря постепенному включению мелодических подголосков, еще более наполняющих ее широким, полнокровным мелодическим дыханием. В итоге большого эмоционального нарастания на тоническом квартсекстаккорда Ми мажора в звучании у деревянных инструментов и труб раздается радостный фанфарный сигнал, как бы знаменующий победу светлых сил над силами мрака:
Таким образом, интродукция предвещает итог развития действия, раскрывает основную идею балета.
Первый номер Пролога непосредственно следует за интродукцией.
Пролог включает в себя четыре номера, неразрывно следующие один за другим. Первый номер — торжественный марш, открывающий сцену праздника во дворце короля по случаю крестин Авроры. Второй—сцена с танцами, характеризующая в основном крестных матерей Авроры — добрых фей: фею Искренности, фею Цветущих колосьев, Фею, рассыпающую хлебные крошки, фею — Щебечущую канарейку, фею Пылких страстей и фею Сирени. Третий номер пролога — Вступление, Адажио добрых фей. Четвертый — финал, драматическая кульминация пролога.
Комментирование закрыто.