« 1958. Август. X съезд Международного астрономического союза в Москве | Главная | 1958. Август. 50–летие со дня падения Тунгусского метеорита »
Сцена-монолог Графини
Опубликовал Художник | 22 июля 2010
Если до сих пор образ Графини был показан только через восприятие его Германом и связывался только с одной темой (Пиковой дамы), то в четвертой картине характеристика Графини расширяется, ее образ дается в новом, реально-бытовом освещении. Центральное место занимает сцена — монолог Графини, в которой она вспоминает свои былые успехи при французском дворе.
Сцена эта состоит из двух разделов. В первом из них преобладает речитативный склад мелодии. Фразы Графини звучат на фоне ритмически однообразного оркестрового сопровождения, выросшего из начального ритма хора приживалок и реплики Графини: «Ах, постыл мне этот свет!», предшествующие монологу. В мелодии сопровождения есть и интонационная связь с темой трех карт (преображенной в духе менуэта):
Выразительны интонации вопроса: «Кто танцевал?», «Кто пел?», основанные на резком подъеме и быстром спаде мелодической линии. При воспоминании Графини о встречах на балах со знатными представителями французской аристократии и самим французским королем (Людовиком XV) в оркестре появляется мелодия старинной французской песни «Да здравствует Генрих IV», которой обычно приветствовали короля Франции:
Вспоминая свою молодость, Графиня напевает песню из оперы французского композитора XVIII века Гретри «Ричард Львиное сердце». Эта песенка и образует второй раздел сцены.
Старинная музыка не воспринимается здесь как чужеродный элемент. В устах Графини напев звучит как выражение сожаления о далеком прошлом. Удачно характеризуя Графиню, живущую только воспоминаниями о минувших днях, он органично вливается в музыку всей картины:
Вспомнив о присутствии приживалок, Графиня прерывает свою песню гневными возгласами. После их ухода, продолжая напевать, Графиня засыпает. Настороженно, таинственно звучат теперь в оркестре начальные интонации из сопровождения речитатива, постепенно уходящие в самые низкие регистры. Сумрачный колорит усиливается благодаря появлению тембров низких деревянных инструментов.
Комментирование закрыто.