« | Главная | »

Ария князя Елецкого

Опубликовал Художник | 23 июля 2010

Елецкий охарактеризован как человек благородный, искренне любящий свою невесту. В основе его арии «Я вас люблю» (Ми-бемоль мажор) лежит широкая, плавная, но одновременно и по-речевому выразительная, тема.

В затактовых мелодических оборотах есть отдельные черты, сближающие данную тему с темой любви Германа. Вместе с тем, эта мелодия резко отлична от интонаций Германа. Благодаря от­сутствию в ней секундовых «вздохов», она звучит более уравно­вешенно, спокойно, менее страстно и трепетно. Средняя часть арии Елецкого более динамична. В репризе основная тема прохо­дит с оркестровым сопровождением, обогащенным мелодическими подголосками. Небольшая кода на той же теме заключает цель­ную, замкнутую по форме, арию.

Развитие образа Германа в третьей картине.

После арии Елец­кого музыка вновь переключается в трагический план. Тональ­ность Ми-бемоль мажор сменяется одноименным минором (сцена № 13). Появившийся в оркестре синкопированный ритм вносит ощущение волнения, тревоги, характеризуя смятенное душевное состояние Германа. Как напоминание о роковой тайне, раскрытие которой сулит богатство и возможность жениться на Лизе, звучит тема трех карт; появляются интонации из секвенции Графини — Пиковой дамы и мотив из баллады Томского: «Не ты ли тот третий, кто страстно любя». Сознание Германа болезненно на­пряжено. Судорожной становится звучащая в оркестре тема любви, перебиваемая темой трех карт.

И снова вторгается контрастный эпизод — светлая пастораль, написанная Чайковским в стиле безмятежно-радостных страниц музыки Моцарта. Этот эпизод заставляет еще острее почувство­вать драматизм следующей заключительной сцены, в которой про­исходит краткое свидание Лизы и Германа и окончательно созре­вает решение последнего проникнуть к старой Графине.

Нервно, неуравновешенно звучит во время этого диалога речитатив Германа. Ритмически искаженной, надломленной становится тема любви, сопровождаемая беспокойным хроматиче­ским движением триолями

Четвертая картина

Четвертая картина начинается настороженным, мрачным вступлением оркестра в тональности фа-диез минор. На фоне од­нообразной, подобной тревожному шороху, фигурации засурдиненных альтов у деревянных духовых звучит напряженная, страст­ная тема. Она выросла из музыки квинтета первой картины («Мне страшно!»), но в то же время, как и сам квинтет, связана с на­чальными интонациями темы любви Германа

Однако если тема любви, развиваясь в восходящей секвенции, захватывает широкий диапазон, то данная тема бессильно никнет; недолгий порыв сменяется скорбной жалобой. При этом органный пункт на звуке до-диез создает ощущение мертвенного оцепенения. Основной мотив темы чередуется с коротким и мерным мотивом контрабасов, сопровождаемых все тем же шелестящим фоном:

Следует отметить, что мелодический рисунок в фигурации альтов также связан с исходным мотивом квинтета «Мне страш­но!» (см. ноты, охваченные квадратной скобкой), а мотив контра­басов напоминает по своему ритму ходы из секвенции Пиковой дамы.

Постепенно из основной скорбной мелодии вырастает целая цепь нисходящих стонущих мотивов, звучащих на фоне доминан­товой гармонии и остинатного ритмического движения у струн­ных:

Так уже во вступлении сплетаются в единый узел элементы ранее звучавших тем, связанных с основными музыкальными об­разами оперы. Та же тревожная музыка сохраняется и после поднятия занавеса, при появлении Германа, и далее на протяжении всего пер­вого раздела сцены. Основная тема вступления звучит теперь уже не только в оркестре, но проникает и в вокальную партию (см., например, фразу «Какой-то тайной силой я с нею связан ро­ком»). Сопровождающий эту тему длительный органный пункт на остинатном более драматизирует ее. Взволнованна речь Германа: в ней чередуются короткие фразы-воз­гласы и вопросы. Они прерываются паузами. Первый раздел картины (Герман один в спальне Графини) образует начальную волну драматического развития. С появле­нием Графини начинается вторая волна. Она состоит из двух звеньев: сцены Графийи с приживалками и сцены воспоминаний Графини о своей молодости. Драматическая напряженность этих сцен усиливается невидимым для Графини присутствием Германа, скрывающимся за портьерой.

Второй раздел четвертой картины начинается хором прижи­валок и горничных (см. пример 238).

Этот хор — еще одна яркая страница в опере, воссоздающая бытовую обстановку действия. Вместе с тем, благодаря остроте ритмического рисунка, в музыке сохраняются настороженность, драматизм, характеризующие четвертую картину в целом.

Комментирование закрыто.