« | Главная | »

Квинтет «Мне страшно»

Опубликовал Художник | 24 июля 2010

Квинтет «Мне страшно» (фа-диез минор) передает общее для всех героев предчувствие, ощущение страха. Казалось бы, замкну­тый по форме ансамбль нарушает ход сценического действия. Однако он органично включается в музыкальное развитие первой картины и содержит элементы некоторых важнейших тем оперы.

В момент появления Лизы и Графини в оркестре возникает квартовая тема-секвенция Пиковой дамы, что — сразу же придает музыке мрачную, зловещую окраску. Возгласы Германа, Лизы, Графини, Томского, сопровождаемые пунктированным рит­мом и тревожными гаммаобразными пассажами, приводят к квин­тету «Мне страшно».

Участниками ансамбля являются Лиза (сопрано), Графиня (меццо-сопрано), Герман (тенор), Томский (баритон) и князь (баритон). Различны их характеры и стремления, но общее для всех тревожное предчувствие объединяет их в этот момент и соз­дает единство настроения. Его можно определить как напряженное оцепенение (весь квинтет звучит на фоне доминантового органного пункта).

Лежащая в основе квинтета тема имитационно развивается главным образом у трех верхних голосов. Ее зерно составляет краткая, но чрезвычайно выразительная секундовая интонация.

Это — типичная, часто встречающаяся в трагических произве­дениях Чайковского (вплоть до Шестой симфонии), интонация. вздоха. В «Пиковой даме» она связывает квинтет «Мне страшно» с музыкой четвертой картины, в которой этой же попевке отведена большая роль.

Баллада Томского

В этом эпизоде рассказывается о прошлом Графини и о связанной с ее именем тайне трех карт. Во время разговора, предшествующего балладе, в оркестре со­поставляются тема ариозо Германа («Я имени ее не знаю») и сек­венции Графини. Это сопоставление как бы предвещает неизбеж­ность столкновения судеб этих двух людей.

Баллада Томского («Однажды в Версале») написана в тональ­ности ми минор. Мелодия, лежащая в основе баллады, напевна и носит повествовательный характер.

Она включает в себя квартовый мелодический ход (см. такты 2 и 3 в примере 225), являющийся основой секвенции Графини. В конце каждого куплета баллады звучит тема трех карт:

Эта тема вместе с секвенцией Графини — Пиковой дамы и темой любви Германа становится ведущей в опере: она постоянно напоминает о безумном желании Германа узнать тайну старой Графини.

Нетрудно заметить, что в ином — лирически-распевном вари­анте, она уже присутствовала в ариозо Германа «Я имени ее не знаю…» (см. пример 222). Контрастные между собой, темы ари­озо и тема трех карт оказываются, по существу, лишь вариан­тами одна другой. Интонационная связь позволяет Чайковскому многообразно трансформировать их в зависимости от различных психологических ситуаций.

Форма баллады — варьированно-куплетная. Вместе с тем, в ней присутствует и сквозное развитие. Последнему способствует, прежде всего, драматизация оркестровой партии в каждом новом куплете. Кульминацией баллады является последний куплет, в ко­тором характер сопровождения становится особенно напряженным и насыщенным.

По-новому звучит каждый раз и припев — «Три карты, три карты, три карты». Он то изменяется интонационно-ритмически (третий куплет), то появляется в более высоком регистре (послед­ний куплет). Зловещий оттенок вносит в балладу и проведение во
втором разделе каждого куплета в басовом регистре оркестра квартовой темы-секвенции в ритмическом увеличении.

Она сопровождается здесь хроматическим движением в средних голосах и цепью увеличенных трезвучий;

Комментирование закрыто.